Статистика посещаемости
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

postheadericon Игры-«Цапки»

Игры-«Цапки», Игры-«Хваталки» — называются так потому, что основным элементом этих игр является момент, когда один из играющих – водящий – пытается схватить, поймать, «сцапать» пальцы или руки своего партнера ( партнеров) по игре.

         Играть в «Цапки» могут двое, трое и даже большее количество игроков, один из которых — водящий.

      «Цапки» способствуют укреплению мышц пальцев и кисти рук, развитию мышечного чувства, координации движений, быстроте реакции, а так же развитию внимания, памяти, речи и воображения ребенка.

         Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов. Доказано, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано со становлением речи. Сначала развиваются тонкие движения рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы, а особенно, пальцев рук подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

       Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения,  помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

             Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученый, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Развивать речь, общую и тонкую моторику ребенка следует параллельно, предлагая упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.

      Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, гораздо лучше своих сверстников умеет логически рассуждать, у него лучше развиты речь, память, внимание.

       Упражнения с хватательными движениями не только тренируют сами хватательные движения, укрепляют мышцы пальцев, но и  способствуют развитию быстроты реакции.       На примере простых упражнений на развитие общей и мелкой моторики можно научить ребенка выслушивать и запоминать задания, а потом их выполнять. Это дисциплинирует. Наряду с развитием движений будут развиваться внимание и память. Кроме того, упражнения, направленные на развитие умения управлять пальцами рук, подготавливают руку к письму.

      Техника письма – это сложный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. В свою очередь, развитие мелкой моторики является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поэтому работа по развитию мелких мышц рук и ног должна начинаться как можно раньше.

      Тренировка пальцев рук у детей, стимулируя умственное развитие, способствует выработке элементарных умений, таких как одевание  и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, бантов при этом, манипулирование столовыми приборами.

       Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, неподготовленность к письму может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в детском саду, а затем в школе.

       Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям рукоделием, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

— Во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

— Во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

**************************************************************************************************************

Колобок

 На пеньке пел Колобок,

А его хотел съесть Волк.

(Громова О.Н.)

       /Прямая кисть руки мамы, повернутая ладошкой вверх, изображает пенек, на котором «сидит и поет Колобок» – пальчики ребенка. Вторая мамина ладошка – «Волк» — наготове накрыть свою развернутую ладонь вместе с «Колобком» на последнее слово. –  «Волк пытается съесть Колобка». Играть в эту игру можно, постоянно меняясь ролями. Игра будет веселее, если «Колобок» действительно споет какую-либо песенку./

**************************************************************************************************************

Беспечная мышка

      /Игра проводится аналогично предыдущей./

 Распевала Мышка песни,

Сидя на пригорке,

И не слышала, как кошка

Подкралась к ее норке.

Мяу!

(Громова О.Н.)

**************************************************************************************************************

Хвастунишка

Хвастался Мышонок Мышке:

—   Съесть могу я хоть три пышки,

Две сосиски, кусок сала,

Горшка каши будет мало…

Аппетит, как у слона,

Ну а зубы – как у льва.

Ам!

(Громова О.Н.)

        /На развернутой маминой ладошке «стоит» один пальчик ребенка, чаще всего указательный. Играющие вместе произносят текст, а на последнее слово — «Ам!» — мама старается поймать пальчик ребенка, быстро и крепко сжав ладошку в кулак, а ребенок, в свою очередь, стараясь быть не пойманным, быстро отдергивает руку от маминой ладошки. Затем играющие меняются ролями./

**************************************************************************************************************

Хитрый кот   

    /Игра проводится аналогично предыдущей./

Кот с Мышонком очень дружен —

Хочет съесть его на ужин.

Ам!

(Громова О.Н.)

**************************************************************************************************************

Бутерброд

      /По ладошке малыша мама «шагает» своими пальцами – это «идет вкусный бутерброд». Текст можно произносить вместе. На последнее слово «Ам!» ребенок старается быстро и сильно сжать свои пальцы, поймав мамины пальцы – «съесть бутерброд». В случае неудачи, мама рассказывает, что это был за бутерброд, из чего он был сделан, а в случае удачи, малыш, облизываясь, фантазирует, какой бутерброд он съел./

 По руке шел Бутерброд

И просился прямо в рот.

-Ам!

(Громова О.Н.)

**************************************************************************************************************

Кот и мыши

В старом доме с красной крышей

Жили-были кот и мыши.

Только мыши зашуршат –

Васька кот их сразу –

                          ЦАП!

(Громова О.Н.)

**************************************************************************************************************

Волк

      /Мама изображает пасть Волка кистями рук, соединенных запястьями./

Очень страшен серый Волк.

      /Волк «щелкает зубами», то, соединяя, то, разъединяя пальцы рук./

Он зубами щелк да щелк.

      /В «раскрытую пасть Волка» ребенок кладет свои пальчики./

Как увидит петушка,

      /Мама «захлопывает пасть», а ребенок должен успеть убрать свои пальцы – «спасти петушка»./

Не оставит гребешка.

Ам!

      /Игру можно повторять несколько раз, меняясь ролями./

(Громова О.Н.)

**************************************************************************************************************

Игра с котом 

      /Ребенок сжимает все пальцы в кулак, оставляя выпрямленными лишь один. Мама играет роль разыгравшегося кота. Она своими пальцами ритмично в соответствии со стихотворным текстом «кусает» (хватает пальцами – указательным, большим и средним —  пожимает и отпускает) выставленный палец малыша. На последнее слово «руку» ребенок должен успеть отдернуть руку, чтобы мама «не укусила» его.

      Поиграв с одним пальцем руки, поиграйте так же с каждым другим, а затем с каждым на другой руке. Потом мама и ребенок меняются ролями./

Цап – когтями!

Кусь да кусь! –

Я с котом своим «дерусь».

На меня он нападает,

Врагом опасным представляет.

Он в фантазиях своих

Заходит слишком далеко,

Так что справиться мне с ним,

Конечно, будет не легко.

Пока мы разгоняем скуку,

А потом – я спрячу руку…

(Громова О.Н.)

**************************************************************************************************************

Десять маленьких утят

/Играют двое, сидя рядом или напротив друг друга. Начиная с мизинца на левой руке, загибать пальцы по порядку, пока  останется один большой палец правой руки. Произнося последнюю строчку стихотворения, стараться схватить своим большим пальцем большой палец партнера по игре./

Десять маленьких утят

Ночью все ложатся спать:

Раз – утенок самый смелый,

Два – немножко неумелый,

Три – утенок был хитрец,

А четыре – удалец!

Пять – обжорой оказался!

Шесть – грязнулею остался!

Семь – утенок был пройдохой!

Восемь – всю дорогу охал!

Девять – лег скорей в кровать,

А десятый – самый важный, —

Он тебя за руку – хвать!

                                                  Шевцова Г.

/Повторить игру, начиная загибать пальцы с мизинца правой руки, а ловить палец партнера большим пальцем левой руки./

**************************************************************************************************************

Остальные разделы рубрики:

**************************************************************************************************************

Copyright © Громова О.Н., 2001. Все права защищены

3 комментария на “Игры-«Цапки»”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Контакты
ForArchiPeople@yandex.ru