Игры-«Цапки»
Игры-«Цапки», Игры-«Хваталки» — называются так потому, что основным элементом этих игр является момент, когда один из играющих – водящий – пытается схватить, поймать, «сцапать» пальцы или руки своего партнера ( партнеров) по игре.
Играть в «Цапки» могут двое, трое и даже большее количество игроков, один из которых — водящий.
«Цапки» способствуют укреплению мышц пальцев и кисти рук, развитию мышечного чувства, координации движений, быстроте реакции, а так же развитию внимания, памяти, речи и воображения ребенка.
Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов. Доказано, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано со становлением речи. Сначала развиваются тонкие движения рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы, а особенно, пальцев рук подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.
Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученый, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Развивать речь, общую и тонкую моторику ребенка следует параллельно, предлагая упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, гораздо лучше своих сверстников умеет логически рассуждать, у него лучше развиты речь, память, внимание.
Упражнения с хватательными движениями не только тренируют сами хватательные движения, укрепляют мышцы пальцев, но и способствуют развитию быстроты реакции. На примере простых упражнений на развитие общей и мелкой моторики можно научить ребенка выслушивать и запоминать задания, а потом их выполнять. Это дисциплинирует. Наряду с развитием движений будут развиваться внимание и память. Кроме того, упражнения, направленные на развитие умения управлять пальцами рук, подготавливают руку к письму.
Техника письма – это сложный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. В свою очередь, развитие мелкой моторики является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поэтому работа по развитию мелких мышц рук и ног должна начинаться как можно раньше.
Тренировка пальцев рук у детей, стимулируя умственное развитие, способствует выработке элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, бантов при этом, манипулирование столовыми приборами.
Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, неподготовленность к письму может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в детском саду, а затем в школе.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям рукоделием, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
— Во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
— Во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
**************************************************************************************************************
Колобок
На пеньке пел Колобок,
А его хотел съесть Волк.
(Громова О.Н.)
/Прямая кисть руки мамы, повернутая ладошкой вверх, изображает пенек, на котором «сидит и поет Колобок» – пальчики ребенка. Вторая мамина ладошка – «Волк» — наготове накрыть свою развернутую ладонь вместе с «Колобком» на последнее слово. – «Волк пытается съесть Колобка». Играть в эту игру можно, постоянно меняясь ролями. Игра будет веселее, если «Колобок» действительно споет какую-либо песенку./
**************************************************************************************************************
Беспечная мышка
/Игра проводится аналогично предыдущей./
Распевала Мышка песни,
Сидя на пригорке,
И не слышала, как кошка
Подкралась к ее норке.
Мяу!
(Громова О.Н.)
**************************************************************************************************************
Хвастунишка
Хвастался Мышонок Мышке:
— Съесть могу я хоть три пышки,
Две сосиски, кусок сала,
Горшка каши будет мало…
Аппетит, как у слона,
Ну а зубы – как у льва.
Ам!
(Громова О.Н.)
/На развернутой маминой ладошке «стоит» один пальчик ребенка, чаще всего указательный. Играющие вместе произносят текст, а на последнее слово — «Ам!» — мама старается поймать пальчик ребенка, быстро и крепко сжав ладошку в кулак, а ребенок, в свою очередь, стараясь быть не пойманным, быстро отдергивает руку от маминой ладошки. Затем играющие меняются ролями./
**************************************************************************************************************
Хитрый кот
/Игра проводится аналогично предыдущей./
Кот с Мышонком очень дружен —
Хочет съесть его на ужин.
Ам!
(Громова О.Н.)
**************************************************************************************************************
Бутерброд
/По ладошке малыша мама «шагает» своими пальцами – это «идет вкусный бутерброд». Текст можно произносить вместе. На последнее слово «Ам!» ребенок старается быстро и сильно сжать свои пальцы, поймав мамины пальцы – «съесть бутерброд». В случае неудачи, мама рассказывает, что это был за бутерброд, из чего он был сделан, а в случае удачи, малыш, облизываясь, фантазирует, какой бутерброд он съел./
По руке шел Бутерброд
И просился прямо в рот.
-Ам!
(Громова О.Н.)
**************************************************************************************************************
Кот и мыши
В старом доме с красной крышей
Жили-были кот и мыши.
Только мыши зашуршат –
Васька кот их сразу –
ЦАП!
(Громова О.Н.)
**************************************************************************************************************
Волк
/Мама изображает пасть Волка кистями рук, соединенных запястьями./
Очень страшен серый Волк.
/Волк «щелкает зубами», то, соединяя, то, разъединяя пальцы рук./
Он зубами щелк да щелк.
/В «раскрытую пасть Волка» ребенок кладет свои пальчики./
Как увидит петушка,
/Мама «захлопывает пасть», а ребенок должен успеть убрать свои пальцы – «спасти петушка»./
Не оставит гребешка.
Ам!
/Игру можно повторять несколько раз, меняясь ролями./
(Громова О.Н.)
**************************************************************************************************************
Игра с котом
/Ребенок сжимает все пальцы в кулак, оставляя выпрямленными лишь один. Мама играет роль разыгравшегося кота. Она своими пальцами ритмично в соответствии со стихотворным текстом «кусает» (хватает пальцами – указательным, большим и средним — пожимает и отпускает) выставленный палец малыша. На последнее слово «руку» ребенок должен успеть отдернуть руку, чтобы мама «не укусила» его.
Поиграв с одним пальцем руки, поиграйте так же с каждым другим, а затем с каждым на другой руке. Потом мама и ребенок меняются ролями./
Цап – когтями!
Кусь да кусь! –
Я с котом своим «дерусь».
На меня он нападает,
Врагом опасным представляет.
Он в фантазиях своих
Заходит слишком далеко,
Так что справиться мне с ним,
Конечно, будет не легко.
Пока мы разгоняем скуку,
А потом – я спрячу руку…
(Громова О.Н.)
**************************************************************************************************************
Десять маленьких утят
/Играют двое, сидя рядом или напротив друг друга. Начиная с мизинца на левой руке, загибать пальцы по порядку, пока останется один большой палец правой руки. Произнося последнюю строчку стихотворения, стараться схватить своим большим пальцем большой палец партнера по игре./
Десять маленьких утят
Ночью все ложатся спать:
Раз – утенок самый смелый,
Два – немножко неумелый,
Три – утенок был хитрец,
А четыре – удалец!
Пять – обжорой оказался!
Шесть – грязнулею остался!
Семь – утенок был пройдохой!
Восемь – всю дорогу охал!
Девять – лег скорей в кровать,
А десятый – самый важный, —
Он тебя за руку – хвать!
Шевцова Г.
/Повторить игру, начиная загибать пальцы с мизинца правой руки, а ловить палец партнера большим пальцем левой руки./
**************************************************************************************************************
Остальные разделы рубрики:
- Значение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук и ног
- Игры в ладошки со словами
- Игры — «Затевайки»
- «Весёлые диалоги»
- Стихи с движениями
- Пальчиковый зоопарк
- Весёлый массаж
- Игры с музыкальным сопровождением
**************************************************************************************************************
Copyright © Громова О.Н., 2001. Все права защищены
На какой возраст рассчитаны упражнения?
Хорошие упражнения и стихи. Легко запоминаются детьми… да и родителями 😉
Самая любимая «игра с котом»!!!