Статистика посещаемости
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

postheadericon Где взять сюжет для сценария, или где живут идеи?

     Чаще всего сюжетом для сценария детского праздника служат литературные произведения. Да, готовые, давно написанные и всем известные , литературно-художественные произведения: повести и рассказы, сказки и былины, поэмы и стихотворения и так далее.

     Если вы берете в качестве основы для сценария готовое литературное произведение, то нет ничего проще, чем следовать его сюжету в точности. При этом можно не брать некоторые эпизоды, ускорить тем самым приближение счастливого конца. Песенные и танцевальные номера, а так же конкурсы и игры нужно вставлять в сценарий по ходу действия так, чтобы они не путали сюжетную линию, а, наоборот, помогали развитию действия.

     Рассмотрим в качестве примера сказку «Курочка Ряба».  Напишем на ее основе развлечение для детей детского сада.

      Это русская народная сказка, значит, логично будет украсить зал в стиле русской старинной деревни или горницы. Так же будет логично, если музыка, песни и танцы в большинстве своем будут тоже русские народные.  Ведущий (или их может быть несколько) праздника должен так же отражать народность и быть в русском национальном костюме (кстати, любой губернии и любого сословия): ярмарочные Скоморохи-сказители, Сказочница, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Старушки-веселушки, Бабушка-загадушка, Гусляр-сказитель, Ученый Кот, Заяц Всезнайка, Внучка Машенька, Мудрая Сова, Мышка-норушка и так далее.

      Давайте остановим свой выбор на Мышке-норушке. Согласитесь, неожиданный вариант ведущего. Ее появление в начале развлечения сразу же заинтригует.

      Под русскую народную мелодию, возможно в русских национальных костюмах, дети входят в зал и садятся на свои места (заранее приготовленные стульчики). Их встречает воспитательница в костюме Мышки-норушки тоже в русском народном стиле. Она представляется детям и объясняет,  что живет в этом доме уже очень давно вместе с Дедом и Бабкой. Представление Ведущей может быть коротким песенно-танцевальным номером, после которого следует представление Деда и Бабы. И пусть это представление опять будет номером с песнями и танцем, возможно Частушки.

     Дальше пора подключать активное участие детей в сценарии, а, значит, вместе с Дедом и Бабой поиграть, потанцевать, спеть. После чего Мышка-норушка продолжает вести сценарий и рассказывает детям, какая история с Дедом и Бабой приключилась, то есть повествуется содержание сказки «Курочка Ряба». А поэтому вводится вход сценария новый персонаж Курочка Ряба. Ее представление так же должно быть ярким красочным и коротким номером, после чего она играет с детьми и, возможно, повествование истории берет уже на себя, рассказывая о том, как она снесла золотое яйцо и этим гордилась, ведь никто из соседских кур не умеет нести золотые яйца, а Мышка-норушка, такая-сякая его разбила. На что Мышка-норушка может возразить, что разбила она всего одно яйцо, а Курочка нанесла их целую корзину, пока не научилась нести хорошие настоящие нужные яйца, как все куры! А Дед и Баба, прекращая ссору Курочки и Мышки, могут вынести из домика корзину этих яиц и предложить детям поиграть с ними. Спросите – как? Да как  подскажет вам ваша фантазия. Допустим, Курочка нанесла яиц всяких разных, пока научилась нести настоящие яйца. А значит, первая игра, к примеру, это отгадать загадки из яиц. Дед и Баба по очереди открывают яйца и читают, спрятанную в яйце загадку за загадкой.  Вторая игра пусть будет командная: чья команда быстрее отсортирует золотые и серебряные яйца, разложив их на соответствующие блюда – золотое и серебряное. А дальше Дед и Баба открывают яйца, в которых находят атрибуты для танцев, например, платочки и погремушки. Дети танцуют и играют оркестром и так далее. Развлечение длится уже достаточно долго по времени, а значит, его пора заканчивать.  Пусть шумное веселье прервется громким курочкиным кудахтантьем,  которая снесла одно большое яйцо для всех детей.  С этой целью  так, чтобы хорошо было всем видно, нужно устроить большое гнездо для Курочки. Курочка Ряба специально усядется в него в какой-то момент, а затем с кудахтаньем выйдет, и все увидят огромное яйцо. Яйцо – это и есть сюрпризный момент, без которого утренник или развлечение не проводятся. Внутри него может быть все, что угодно. Скажем, вареные куриные или перепелиный яйца, которые Дед и Баба раздадут всем детям, а  может быть, это будут яйца киндер- сюрпризы или что-то вообще не имеющее отношения к яйцам: мягкие игрушки или конфеты. Все участники развлечения поблагодарят Курочку и распрощаются по веселую русскую народную мелодию. Получив подарки, дети покинут зал.

 **************************************************************************************************************

      Другой вариант сценария по литературному произведению, когда берется не весь сюжет, а только его часть или его герой. Такой вариант сценария называется «по мотивам».

      Рассмотрим в качестве примера сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».  Это тоже будет мероприятие для детского сада, в концертной форме. Итак, нарядные дети собрались в зале. Ведущий им объявляет, что у них сегодня праздник, а значит, они будут петь и танцевать. Возможно, в качестве начала веселья дети споют песню.  Затем появляется Алиса  и сообщает, что она приглашена на бал в Страну чудес и возьмет всех детей с собой, только нужно сначала найти вход-нору в эту самую Страну чудес. А вход точно находится в этом зале. Кстати, приход Алисы может сопровождаться ее «визитной карточкой» — каким-то ярким коротким и зрелищным номером.

      Входом в Страну чудес может послужить длинная труба, сшитая из плотной ткани, концы которой прикреплены к обручам – обруч-вход и обруч-выход. Если зал большой, то вход может быть в одной стороне зала, обозначенной одними декорациями, а выход – в другой, с другими декорациями Страны чудес. Если есть возможность, то эта труба-«нора» приведет детей совсем в другое помещение. Или самый простой вариант: длинная труба располагается подковой или змейкой, и пока дети по ней ползут, взрослые меняют декорации. Одни декорации могут располагаться за другими или специально быть приготовленными в очень близком и легко доступном месте для быстрой их установки.  Вот и получится смена места действия сценария.

      Чтобы легче было найти вход в Страну чудес и понятнее было детям, как им пользоваться, можно использовать заранее подготовленного ребенка в костюме Кролика или другого героя, спешащего на бал в Страну чудес. Этот герой бесцеремонно ворвется в зал, будет смотреть на часы и причитать, что он опаздывает, и полезет в трубу. А дальше, следуя за Алисой, все дети там окажутся.

      В Стране чудес должен кто-то встретить детей, например, Валет – распорядитель бала. И далее вводите персонажей с их номерами- «визитными карточками» и предложениями для детей спеть вместе с ними, станцевать, и поиграть.

     В конце праздника дети так же по трубе должны будут вернуться назад  в свой зал, где обнаружить подарки-сюрпризы от Королевы.

 **************************************************************************************************************

      Сценарий может включать в себя несколько эпизодов и несколько героев совершенно из разных литературных произведений. Это третий вариант сценария – сборный. Чаще всего это подходит к типу сценария Путешествие, а так же Концерту.

     И запомните: стихотворный сценарий гораздо эффектнее, чем прозаический. Стихотворные строки имеют одну особенность: легко ложатся на слух и очень коротко и конкретно выражают мысль.

       В качестве сюжета для сценария может служить и статья из периодической печати (газеты, журнала), а так же конкретный случай из жизни, рассказанный вам соседями.

 **************************************************************************************************************

      Ниже вашему вниманию предлагается сценарий концертной программы под названием «Рассмешим царевну Несмеяну». Этот сценарий написан по мотивам сказки «По щучьему велению». Только ни самого Емели, главного персонажа сказки, ни щуки в сценарии нет. Есть только Царь Горох и Царевна Несмеяна. Сценарий написан для детского сада. Главная цель сценария – это показ работы хореографического кружка (преподавателя ритмики). Несколько номеров, исполняемых детьми, связаны между собой основной темой (задачей сценария) – рассмешить Царевну Несмеяну. В конце концерта это, наконец, удается, и Царевна, перестав лить слезы,  играет вместе с детьми.   Посмотреть сценарий можно здесь.

    Кстати, связать между собой номера концертной программы помогут монологи и диалоги ведущих, сценки или короткие номера, исполняемые ими, а так же просто стихотворные строки по теме номера. Например, у вас сценарий «Осень». Вы включаете в него соответствующие номера: «Танец осенних листочков», «Хоровод грибов», игру «Дождик» и так далее. Соедините их между собой соответствующими стихотворными строками: то о листопаде, то о грибах и грибниках, то о дожде. О грибах ведущие могут исполнить частушки, а про дождик разыграть целую сценку.

      Найти такие тексты для связывания для номеров в сценарии  можно в одном из сборников серии «Изюминки» под названием «Связки номеров». Этот сборник специально предназначен в помощь неопытному сценаристу и разбит на темы: «Природа», «Родина» и так далее. Посмотреть здесь.

     Если вам понравились сборники «Изюминки», то обращайтесь к ним чаще, потому что материал сборников постоянно дополняется, и, возможно, то, что вы не смогли найти сегодня, вы найдете завтра.

      А в конце статьи для вас еще один готовый сценарий. Это концертная программа в русском народном стиле «За околицей». Данный сценарий – набор номеров, связанных между собой стихотворными строками. Сценарий — отчет кружков народного творчества и хореографического. Посмотреть сценарий можно здесь.

     Сценарий можно составить и из набора конкурсов и игр. Чаще всего это спортивные праздники, музыкальные или танцевальные развлечения, а так же КВН и викторины. Ниже вы найдете пример сценария для школьного КВН, посвященного Дню птиц. В любом сценарии, составляющемся из набора конкурсов и игр спортивной тематики или предметной должны быть песенные и танцевальные номера. Они разрядят обстановку, не дадут скучать зрителям, заполнят время, нужное участникам для подготовки ответов  и конкурсных заданий. Важно, чтобы такое мероприятие имело конкретную тему. Не забывайте о том, что любое мероприятие для детей не должно быть утомительным, а должно нести заряд радости. Это означает, что все конкурсы следует подобрать по возрасту и возможностям детей, как физическим, так умственным и психологическим. Еще одна особенность детских праздников любой темы и любого жанра  состоит в том, что все детские праздники должны нести познавательную нагрузку, обучать, развивать и воспитывать.

**************************************************************************************************************

  1. Сценарий концертной программы — «Рассмешим царевну Несмеяну»
  2. Сценарий концертной программы в русском народном стиле — «За околицей»
  3. Сборник «Изюминки» — «Связки номеров»
  4.  Сценарий КВН «Птичий КВН»

**************************************************************************************************************

 Copyright © Громова О.Н., 1995. Все права защищены

2 комментария на “Где взять сюжет для сценария, или где живут идеи?”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Контакты
ForArchiPeople@yandex.ru