Статистика посещаемости
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

postheadericon «Веселые диалоги»

«Веселые диалоги» —  раздел упражнений для развития мелкой моторики рук, в котором тексты для упражнений представляют собой стихотворные диалоги. Упражнения имеют три варианта:

   1.    «Разговаривают» кисти рук. Руки стоят на столе на локтях или локти прижаты к туловищу, а вот кисти рук свободно двигаются вправо-влево, вверх-вниз, выполняют вращательные движения. При этом пальцы тоже могут иметь различное положение: сжаты в кулак, собраны в щепоть (прямые или округлые), быть произвольно расслабленными или напряжены и округлены, как будто держите пальцами маленький мяч (такое положение кисти еще называют «фонарик»)

   2.    «Разговаривают» пальцы. Сожмите пальцы обеих рук в кулаки, а затем выставьте, например, только большие пальцы на обеих руках. Они будут изображать собеседников и во время «разговора» двигаться вправо-влево, наклоняться-выпрямляться, выполнять вращательные движения. «Разговаривать» могут и другие пальцы.

   3.    «Разговаривают животные», которых вы изображаете с помощью пальцев обеих рук. Во время «разговора» у «животных» шевелятся «ушки», открывается и закрывается «рот»  и др.

       Как правило, в игры-диалоги играют двое (двое детей или взрослый с ребенком), распределив между собой реплики диалога и движения рук, но, если ребенок достаточно подготовлен, то весь диалог он может изобразить самостоятельно, произнося реплики и за одного, и за другого героя, одновременно выполняя  движения двумя руками.

       Следите за правильностью выполнения движений ребенком, их четкостью и амплитудой. Интонация голоса, темп и тембр речи, мимика ребенка должны соответствовать содержанию текста.

       Диалоговые упражнения являются  психогимнастикой. Дети познают эмоции, которые чувствуют изображаемые герои, и стараются отразить их на своем лице и в речи.

    Помимо мелких мышц рук такие упражнения развивают артистичность, память, внимание, воображение, тембровый  и интонационный строй речи, эмоционально-волевую сферу, мимику, артикуляцию, слух.

       Веселые диалоги могут служить в качестве отдельных концертных номеров во время домашних праздников, великолепно подойдут для того, чтобы развеселить ребенка,  найти с ним контакт, а так же в неназойливой форме провести с ним воспитательную беседу на любую тему.

**************************************************************************************************************

Выяснение отношений

 /Диалог ведут гуси. Чтобы их изобразить, поставьте на стол обе руки на локти, вытяните вперед на обоих руках прямые три пальца: указательный, средний и большой, прижав их друг к другу, а безымянный и мизинец прижмите к ладони. Получается длинная шея, на которой голова с клювом. Одна рука изображает одного гуся, а другая – другого. Во время слов автора можно поворачивать кисть руки вправо-влево или двигать ею вверх-вниз. При этом «клюв» закрыт, то есть пальцы крепко сжаты. Во  время произнесения реплики гуся пальцы разъединяются: указательный и средний поднимаются вверх, а большой отводится вниз, а затем опять соединяются – «гусь разговаривает, открывая и закрывая клюв». Если ребенку  трудно вести диалог двух гусей самому, возьмите роль одного гуся на себя. Это будет даже интереснее./

 Гусю негромко сказал гусь:

«Тебя я вовсе не боюсь».

И промолвил гусь в ответ:

«Меня бояться — смысла нет».

(Автор Громова О. Н.)

**************************************************************************************************************

Встреча

/Изобразите гусей, как описано в предыдущем упражнении. На слова автора поворачивайте кисти рук вправо-влево – «гуси вертят головами», а на реплики отводите большой палец вниз, а четыре сжатых вместе пальца вверх – «гуси говорят, открывая рот»./

Как-то встретились два гуся.

Один выкрикнул:

 «Привет!»

А другой высокомерно

 «Здравствуйте!»

Сказал в ответ.

(Автор Громова О. Н.)

 

**************************************************************************************************************

Зайчиха и зайчонок.

/Обе руки изображают разговаривающих зайцев: одна – зайчиху, другая – зайчонка. Для этого сожмите пальцы на обеих руках в кулаки и выпрямите вверх только по два пальца – указательный и средний – «заячьи ушки». На первые две строчки шевелите пальцами правой руки, на последние две строчки – шевелите пальцами левой руки. / 

Говорит зайчонку мать:

— Завтра надо рано встать.

Отвечает зайка ей:

— Рано встать мне будет лень!

(Автор Громова О. Н.)

**************************************************************************************************************

Зачем коту усы?

/Еще одно упражнение, которое можно использовать для объяснения темы «Прямая речь».  Диалог могут вести как руки, так и пальцы./ 

«Зачем, друг мой, тебе усы –

Для дела или для красы?» –

Спросила курица кота,

А он ответил ей: «Когда

Расчесываю я усы,

То это ясно – для красы,

Но в темноте нужны усы

Для дела, а не для красы.»

(Автор Громова О. Н.)

 /Следите за тем, чтобы движения на слова автора и прямую речь были разными и, выполняя их, дети не путались. /

**************************************************************************************************************

Два попугая

Это игровое упражнение представляет собой разговор двух «попугаев»: большого пальца правой руки и большого пальца левой руки.

Исходное положение: пальцы обеих рук сжаты в кулачки, выпрямлены лишь большие пальцы на обеих руках, кулачки соединены друг с другом пальцами так, чтобы большие пальцы «смотрели» друг на друга подушечками.

Говорит попугай попугаю:

/Двигать ритмично большим пальцем правой руки вправо — влево – «попугай качается»/

«Я тебя, попугай, попугаю!»

/Сгибать ритмично несколько раз большой палец правой руки только в верхней фаланге – «попугай говорит, обращаясь к соседу»/

Отвечает ему попугай:

/Двигать ритмично вправо-влево большим пальцем левой руки — «Другой попугай качается»/

«Попугай! Попугай! Попугай!»

/Ритмично сгибать верхнюю фалангу большого пальца левой руки – «Попугай отвечает, глядя на своего соседа»/

В основу упражнения легли стихи Бориса Заходера. Их юмор могут оценить дети еще в пятилетнем возрасте, поэтому данное упражнение так любимо детьми.

Прежде чем начать упражнение, помогите ребенку правильно принять исходное положение рук, познакомьте его с «попугаями». Например, покачав пальцем правой руки, скажите: «Это попугай Кеша», а покачав большим пальцем левой руки, скажите: «Этого попугая зовут Тоша».  Помогите малышу понять разницу между двумя движениями  пальцев – покачиванием из стороны в сторону и наклонами первой фаланги. Именно первой, или верхней, фаланги, а не всего пальца.

**************************************************************************************************************

Как живете?

«Разговаривают» все пальцы обеих рук по очереди: сначала большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные, мизинцы и, наконец кулачки рук. «Задают вопросы» пальцы правой руки, а пальцы левой – «отвечают».

Сжать все пальцы в кулачки, выставить лишь большие пальцы  на обеих руках. На первые две строчки активно  шевелить большим пальцем правой руки (сгибать и разгибать в разных суставах, наклонять вправо-влево, вперед-назад прямой палец, выполнять вращательные движения), а на последующие две строчки так же активно шевелить большим пальцем левой руки

-Кони, кони, как живете?

Кони, кони, что жуете?

-Хорошо пока живем,

На лугах траву жуем.

Сжать все пальцы в кулачки, выпрямить лишь указательные пальцы на обеих руках. На первые две строчки текста активно работать указательным пальцем правой руки, на последующие четыре строчки активно работать указательным пальцем левой руки.

— Куры, куры, как живете?

Куры, куры, что жуете?

— Хорошо пока живем,

Но, простите, не жуем.

Мы клюем проворно

На тропинке зерна.

Сжать все пальцы в кулачки, выпрямить лишь средние пальцы на обеих руках. На первые две строчки текста активно работать средним пальцем правой руки, на последующие четыре строчки активно работать средним пальцем левой руки.

-Козы, козы, как живете?

Козы, козы, что клюете?

-Хорошо пока живем,

Но, простите, не клюем.

А дерем мы поутру

С молодых осин кору.

Сжать все пальцы в кулачки, выпрямить лишь безымянные пальцы на обеих руках. На первые две строчки текста активно работать безымянным пальцем правой руки, на последующие четыре строчки активно работать безымянным пальцем левой руки.

-Как вы, кролики, живете?

Что вы, кролики, дерете?

— Хорошо пока живем,

Но, простите, не дерем,

А грызем мы ловко

Свежую морковку.

Сжать все пальцы в кулачки, выпрямить лишь мизинцы на обеих руках. На первые две строчки текста активно работать мизинцем правой руки, на последующие четыре строчки активно работать мизинцем левой руки.

— Вы, котята, как живете?

Что, котята, вы грызете?

— Хорошо пока живем,

Но, простите, не грызем –

Пьем мы понемножку

Молоко из плошки.

Сжать все пальцы рук в кулачки. На первые две строчки текста активно работать кулачком правой руки, двигая им из стороны в сторону, наклоняя вперед-назад, вращая на 180 и 360 градусов. На последующие строчки активно работать кулачком левой руки. Следить за тем, чтобы пальцы рук были крепко сжаты в кулачки.

-Птицы, птицы, как живете?

И чего из плошки пьете?

-Хорошо пока живем,

Но из плошки мы не пьем,

А поем мы песни вам

По утрам и вечерам.

**************************************************************************************************************

Заходите

/В основе упражнения стихи вьетнамского поэта Во Куанг.  «Разговаривают» большие пальцы обеих рук./

 — Тук, тук, тук.

/постучать пальцами обеих рук, сжатыми в кулачки, друг о друга./

 — Это кто стучит?

/пошевелить большим пальцем правой руки, выпрямив его, сжав остальные пальцы в кулак/

 — Это я, Зайка.

/пошевелить большим пальцем левой руки, выпрямив его, сжав остальные в кулак/

 — Если вправду Зайка, предъяви ушки.

/пошевелить большим пальцем правой руки, выпрямив его, сжав остальные пальцы в кулак/

 /Левой рукой изобразить ушки Зайки: все пальцы сжать в кулак, выпрямить указательный и средний и пошевелить ими./

— Тук, тук, тук.

/постучать пальцами обеих рук, сжатыми в кулачки, друг о друга./

 — Это кто стучит?

/пошевелить большим пальцем правой руки, выпрямив его, сжав остальные пальцы в кулак/

 — Это я, Олень.

/пошевелить большим пальцем левой руки, выпрямив его, сжав остальные в кулак/

— Коли ты – Олень, покажи нам рожки.

/пошевелить большим пальцем правой руки, выпрямив его, сжав остальные пальцы в кулак/

/Левой рукой изобразить рожки: все пальцы сжать в кулак, выпрямить указательный и средний и расположить кисть руки ладонью параллельно полу, то есть выставить «рожки»/

 — Тук, тук, тук.

/постучать пальцами обеих рук, сжатыми в кулачки, друг о друга./

— Это кто стучит?

/пошевелить большим пальцем правой руки, выпрямив его, сжав остальные пальцы в кулак/

 — Это я, Выпь.

/пошевелить большим пальцем левой руки, выпрямив его, сжав остальные в кулак/

 — Если точно Выпь, ножки нам покажешь.

/пошевелить большим пальцем правой руки, выпрямив его, сжав остальные пальцы в кулак/

 /Левой рукой изобразить ножки: все пальцы сжать в кулак, выпрямить указательный и средний и опустить кисть руки вниз, пошевелить пальцами, как будто «ножки идут» в воздухе./

 — Тук, тук, тук.

/постучать пальцами обеих рук, сжатыми в кулачки, друг о друга./

 Это кто стучит?

/пошевелить большим пальцем правой руки, выпрямив его, сжав остальные пальцы в кулак/

— Это я, Ветер.

/пошевелить большим пальцем левой руки, выпрямив его, сжав остальные в кулак/

 — Коли ты Ветер, подлетай-ка к двери,

Сам пролезешь в щелку.

/пошевелить большим пальцем правой руки, выпрямив его, сжав остальные пальцы в кулак/

 /Повторите упражнение, поменяв руки ролями./

**************************************************************************************************************

Синицы и дятел 

/Разговор ведут две синицы, которых вы изображаете с помощью любых двух пальцев, например, больших. Для этого все пальцы на обеих руках сожмите в кулачки, а выпрямите только большие пальцы.  Произнося реплику за одну синицу, старайтесь как можно активнее и разнообразнее выполнять движения большим пальцем правой руки, произнося реплику за другую синицу, так же старайтесь выполнять движения большим пальцем левой руки. Третью реплику синицы произносят вместе, а значит шевелить нужно большими пальцами на  обеих руках одновременно. Дятел отвечает не словами, а постукиванием по деревьям – долбит дерево, доставая насекомых для синиц. Ритмично постучите по очереди указательными пальцами по столу, как дятел клювом, сжав остальные пальцы в кулачки. Можно придумать любой ритмический рисунок. Скажем, удар указательного пальца левой руки длиннее в два раза, чем правой. Это значит, что ударив о стол один раз указательным пальцем левой руки, вы ударяете два раза указательным пальцем правой.  Насочиняйте несколько ритмических партитур, запишите их. Повторяя упражнение, давайте ребенку новую партитуру. Примеры партитур можно посмотреть здесь./

 ___

— Вынь, вынь,

Червячка вынь,

Червячка из глубины!

 ___

— Кинь-кинь,

Червячка кинь

На дорожку у сосны.

___

— Дятел, друг!

Накорми подруг!

 ___

— Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

Тук!

(Автор И. Токмакова)

**************************************************************************************************************

Остальные разделы рубрики:

**************************************************************************************************************

Copyright © Громова О.Н., 2001. Все права защищены

11 комментариев на “«Веселые диалоги»”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Контакты
ForArchiPeople@yandex.ru