Статистика посещаемости
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

postheadericon Стихи с движениями

Раздел с игровыми упражнениями  «И расскажем, и покажем» получил такое название за то, что, произнося текст, нужно одновременно выполнять движения, иллюстрирующие его смысл.

       В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко и тесно взаимосвязаны. Когда стимулируется мелкая моторика руки, активизируются не только соответствующие разделы мозга, но и прилегающие к ним зоны, ответственные за речь. Развивая пальчики малыша, вы помогаете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

      Замечали, когда нам трудно что-то выразить словами, мы делаем движения руками и называем их – жестикуляция.  Первые свои слова ребенок тоже сопровождаем движениями: он не просто говорит «Дай сок!», а повторяет: «Дай-дай!», выполняя хватательные движения кистью руки. Это  наглядно показывает, что между мелкими движениями руки и речью есть прямая связь.  

           Развивая движения, мы одновременно развиваем речь, развивая речь, мы одновременно развиваем движения.

      Развитие движений – это укрепление крупных и мелких мышц, развитие подвижности суставов, мышечного чувства, координации движений. 

        Развитие речи – это правильное произношение звуков отдельно и в словах, независимо от места положения звука в слове (в начале слова находится звук, в середине него или в конце), правильное  произношение окончаний в словах и умение связывать слова между собой в предложении, постоянное пополнение словарного запаса. А в итоге:  умение самостоятельно правильно выразить свою мысль, используя для этого точные (нужные, подходящие) слова и правильно составляя предложения.

       «Ребенка нужно любить и побуждать к действию, чтобы его мозг правильно развивался», — отметил ученый Джеральд Шредер. Поэтому родителям так важно использовать все возможности для развития малыша, в том числе и предлагаемые упражнения.

        Тексты к упражнениям представляют собой рифмованные подсказки к определенным целенаправленным физическим движениям.

**************************************************************************************************************

Бараны и я

/Выполнять движение «пальчики здороваются»: соединять одновременно на двух руках сначала большой палец и мизинец, затем большой палец и безымянный, большой палец и средний и, наконец, большой палец и указательный. Затем повторять движение на каждую строчку, опять начиная с соединения большого пальца и мизинца. Слова нужно произносить четко и так же четко и ритмично выполнять движения пальцами. Предварительно ребенку можно объяснить характер движения так: все пальчики хотят поздороваться с большим пальчиком поэтому по очереди к нему подходят и целуются с ним. /

Четыре барана в лесу на полянке

Сидели и дружно жевали баранки.

Бараны жевали

Баранки три дня.

Бараны позвали

На помощь меня.

«Приди и доешь поскорее баранки,

Не то мы всю жизнь просидим на полянке».

                                         (Л. Венгер)

**************************************************************************************************************

Малыши

/Перед упражнением объяснить ребенку, что мы будем с ним вместе рассказывать о 3-х друзьях – мышонке, лягушонке и кукушонке. Мышонком у нас будет большой палец руки, лягушонком – указательный, а кукушонком – средний. Все упражнение сводится к работе только этими тремя пальцами. Нужно следить за тем, чтобы остальные два: безымянный и мизинец всегда были прижаты к ладони, а так же за тем, чтобы выпрямлялся или прижимался к ладони только один нужный палец, изображающий того, о ком речь в стихотворении. Исходное положение: пальцы руки сжаты в кулак./

Один небольшой мышонок,

/Разжать из кулачка только один большой палец – «мышонок»/

И маленький лягушонок,

/Разжать из кулачка второй палец – указательный – «лягушонок»/

И крошечный кукушонок

/Разжать из кулачка третий палец – средний – «кукушонок»/

Пока не встречались нигде.

/Держать три пальца выпрямленными и как можно широко расставленными друг от друга/

Поскольку в норке мышонок,

/Зажать обратно в кулачок только большой палец – «спрятался в норку мышонок»/

Возле реки лягушонок,

/зажать только указательный палец/

И высоко кукушонок

/Зажать средний палец/

Сидит у себя в гнезде.

\Все пальцы крепко сжаты в кулак.  Так как начинали зажимать с большого пальца при прижатых к ладони безымянном и мизинце, то большой палец получится прижатый под указательным и средним пальцами./

Но выйдет гулять мышонок,

/Не разжимая остальных пальцев, выставить только большой палец/

Припрыгает лягушонок,

/Выпрямить указательный палец/

И крошечный кукушонок

Спустится к ним из гнезда.

/Выпрямить средний палец/

И с этой поры мышонок,

/Зажать обратно только большой палец/

И маленький лягушонок,

/Зажать указательный палец/

И крошечный кукушонок

/Зажать средний палец/

Подружатся навсегда.

/Резко выпрямить три пальца и соединять их в щепоть и разъединять  три раза./

                                                                                (А. Кондратьев)

/Побеседуйте с ребенком о том, как правильно называются детеныши разных животных и птиц: у коровы – теленок, у индюшки – индюшонок, у белки – бельчонок и так далее./

**************************************************************************************************************

Качели 

Все лето

Качели

Качались

И пели,

И мы

На качелях

На небо

летели.

Настали

осенние дни,

Качели

остались

одни.

Лежат

На качелях

два желтых

Листка,

И ветер

Качели

Качает

Слегка.

         (В. Данько)

/На первые 4 строки, стоя,  качать двумя руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях.  На 5 – 8-ю строки – размах движений рук и пружинное движение ног усиливаются. Нужно 2 раза описать руками большие круги. При взлете рук ноги поднимаются на носки. С началом 2 –й фразы спокойно ходить по комнате в свободном направлении, делая восемь шагов. На 3-ю строфу выполнять легкое покачивание руками вперед-назад, пружиня в коленях./

 **************************************************************************************************************

Дождь

 /Стоя, вытянуть руки вперед ладонями вниз.

 На 1-2 –ю  строки – свободно встряхивать кистями рук.

На 3, 4, 5-ю строки – продолжать встряхивать кистями рук, ладони повернув вверх.

На 6 – 8-ю строки – движения те же, но с «пружинкой».

На две заключительные строки повторяются движения 1 и 2 строк./

Приплыли тучи дождевые:

— Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут,

Как живые:

— Пей, рожь, пей!

И рожь,

Склоняясь к земле зеленой

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет!

                          (Я. Дягутите)

 **************************************************************************************************************

Строим дом

/Расположить кисть правой руки ладонью к себе, поставив на стол на ребро. Произнося стихотворные строки автора О.Громовой, «строить дом», то есть имитируя кирпичную кладку, приставить левую кисть руки, так же повернув ладонью к себе, ребром к сверху правой, затем перенести правую кисть вверх, то есть расположить ее над левой и так далее – «кирпичная кладка растет вверх»./

Строим дом,

Строим дом

С большой дверью и окном.

Добрались до крыши.

Чья же крыша выше?

/Проверить, у кого руки выше – «чья стена выше»?/

Прорубили мы окошко

/Очертить руками в воздухе квадрат сначала большой – «Окошко для меня», а затем маленький – «окошко для кошки»/

Для меня и для кошки.

/Теперь так же чертим прямоугольники – большой и маленький: двери для людей и для мышей./

Дверь большая –

Для людей.

Маленькая – для мышей.

/Хлопки в ладоши./

Будем дружно в доме жить.

Будет пес дом сторожить. Гав!

  (Автор О. Н. Громова)

      /Можно изобразить собаку с помощью пальцев: большой, средний и безымянный вытянуть и сложить вместе – «мордочка», а указательный и мизинец прямые поднять вверх – «ушки». На слово «Гав!» отвести средний и безымянный пальцы вверх, а большой вниз — «открывая рот, гавкнуть»./

 **************************************************************************************************************

Десять ребят

/В основу упражнения легло стихотворение О.Громовой «Десять ребят». Кисти рук соединить ладонями, пальцами вверх. Десять пальцев обеих рук – это и есть десять ребят, так как одноименные пальцы обеих рук соединены, то они и представляют собой пары «ребят»./

Вот смотрите:

Это десять маленьких ребят.

Сейчас дети

Очень смирно парами стоят.

/Ритмично стучать друг о друга большими пальцами рук/

Два ребенка

Крепких, толстеньких, здоровых.

/Ритмично стучать друг о друга указательными пальцами обеих рук/

Два ребенка

Хитреньких, всюду влезть готовых.

/Ритмично постучать друг о друга средними пальцами/

Два таких высоких,

Как будто всех взрослее,

/Ритмично постучать друг о друга безымянными пальцами/

И два – неповоротливых,

Всех остальных нежнее.

/Ритмично постучать друг о друга мизинцами обеих рук/

Два маленьких ребенка

Заканчивают строй.

/Ритмично постучать друг о друга одновременно всеми пальцами. При этом кисти рук остаются плотно прижаты друг к другу запястьями. На слово «семьей» сплести все пальцы в «замок»./

Все дети очень дружно

Живут одной семьей.

  (Автор О. Н. Громова)

/Упражнение дает повод побеседовать с детьми о дружбе и о семье, повторить счет до пяти, посчитав пары пальцев, и до десяти, посчитав каждый палец на обеих руках,  наглядно объясняет понятие «пара» и «по двое», может служить переходом к занятию по математике, для повторения математических действий./

**************************************************************************************************************

Бревно

/Это игровое упражнение поможет снять эмоциональное напряжение, укрепить мышцы тела, как крупные, так и мелкие, тренировать цепкость пальцев.  Одинаково подходит  для самых маленьких,   и для  уже достаточно больших детей.
      Поставьте ребенка на диван, кровать или любую другую достаточно мягкую и пружинящую поверхность. Ребенок должен стоять во весь рост.  Со словами первой строки толкните его нежно, но достаточно сильно, чтобы он упал на мягкую поверхность дивана со всего своего роста прямо, не сгибаясь.   Для этого ребенок должен быть расслаблен и доверять вам. Если он боится, то «уроните» его на поверхность, подхватив обеими руками, поддержав за плечи и под коленями. Затем, произнося вторую строку, как бы «поравняйте его»: прижмите поближе к телу руки, выпрямите ноги, возможно потянув их, или погладив, и начинайте катать по кровати, как будто вы катаете бревно:  то от себя несколько полных поворотов тела ребенка, то  к себе. Когда вы почувствовали, что хватит, прекращаете это действие и произносите «Поровняли». Со словами последней строчки поднимите ребенка за руки. Он должен крепко держаться за ваши руки пальцами, прижав локти к телу, чтобы встать ровно, не сгибаясь, как прямое бревно. Затем можно упражнение повторить любое количество раз./

Повалили мы бревно.

Ох, не ровное оно.

Будем мы бревно ровнять:

Туда-сюда его катать…

Поровняли.

Поставили опять.

                                         (Автор О. Н. Громова)

 **************************************************************************************************************

Десять овечек

/Это веселое упражнение легко запоминается и так же легко способствует тренировке обратного счета в пределах десяти.Автор стихов О.Громова.  Исходное положение: кисти рук перед собой, пальцы направлены вверх. /

По мосточку через речку

Шли веселые овечки.

/Шевелить всеми десятью пальцами так, как хочется: по одному, сгибая и разгибая их  друг за другом, или сгибая и разгибая все десять одновременно, или по очереди то на одной, то на другой руке./

Десять их скакало…

/Покрутить кистями рук/

Вдруг одна упала.

/Прижать мизинец на правой руке к ладошке —  «овечка упала с мостика». Ребенок должен понимать, что овечек осталось только девять. Упражнение повторяется, но теперь  все движения выполняются выпрямленными девятью пальцами. Обязательно следить нужно за тем, чтобы мизинец оставался прижатым к ладони. Конечно же, и слова немного меняются: вместо слова «десять» нужно говорить «девять»/

По мосточку через речку

Шли веселые овечки.

/Как и в первом случае, шевелить пальцами, но девятью. Мизинец правой руки плотно прижат к ладони./

Девять их скакало…

/Покрутить кистями рук. Мизинец правой руки плотно прижат к ладони./

Вдруг одна упала.

/Прижать безымянный палец правой руки к ладони. «Овечек» осталось восемь.  Упражнение повторяется сначала, но с прижатыми двумя пальцами.  И так далее, пока не попадают в речку все овечки и придется сказать: «Всего одна скакала, да и та упала». После этого упражнение заканчивается словами:

Все веселые овечки

Вышли мокрые из речки.

  (Автор О. Н. Громова)

/Шевелить всеми десятью пальцами и в конце стряхнуть кисти рук, как будто стряхиваете воду – «овечки стряхивают с себя воду»./
/Поговорите с ребенком о домашних животных, о том, чем они полезны человеку, о шерсти овец и веществе «ланолин», которое не дает шерсти сильно загрязняться и намокать. А еще можно использовать упражнение для беседы о мостах./

 **************************************************************************************************************

Геометрические рисунки

/Указательным пальцем рисовать в воздухе прямую линию, вести рукой справа – налево./

Нарисуем линию

Справа – налево,

/Указательным пальцем рисовать в воздухе волнистую линию. Теперь рука двигается слева-  на право./

А теперь волнистую

Проведем мы смело.

/Рисуем пунктирную линию. ведя рукой в обратном направлении /

Линия пунктирная,

Словно вся дырявая.

/Рисуем ломаную линию, двигая рукой слева – на право./

А ломаная линия –

Мятая, корявая.

/Указательным пальцем рисовать в воздухе круг/

Нарисуем мы кружок,

Постараемся плавней,

Постараемся круглей.

Нарисуем побыстрей.

/Указательным пальцем рисовать квадрат: на каждую строчку четверостишья одну сторону квадрата./

Нарисуем мы квадрат,

Будут стороны равны.

Нарисуем мы квадрат,

Четко выведем углы.

/Указательным пальцем рисуем в воздухе треугольник на первые две строчки текста, а затем еще один на последующие две строчки текста./

Нарисуем треугольник:

Всего три  стороны.

Нарисуем треугольник,

Будут острые углы.

  (Автор О. Н. Громова)

/Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя и даже в положении лежа; одной рукой и двумя одновременно. Кстати, выполнение упражнения двумя руками одновременно способствует развитию и правого, и левого полушарий мозга. Сначала рисуйте в противоположные стороны, затем в одну, а потом в другую и навстречу. Для примера нарисован квадрат:
геометрические рисунки 2
**************************************************************************************************************

Котик Барсик

/ходить на носочках/

Котик Барсик хочет спать.

Он устал со мной играть.

Я его не разбужу.

Я на цыпочках хожу.

Тихо — тихо пройду мимо,

Пусть поспит мой кот любимый.

Как проснется он, опять

Буду вместе с ним играть.

                        (Автор О. В. Громова)

       /Расскажите ребенку о том, что для здоровья кошкам надо спать не менее, чем 18 часов в сутки. Поговорите о том, сколько часов в сутки спит сам малыш. Если ребенок не знает, что такое «сутки», то расскажите ему об этом и о том, что в сутках есть день и ночь, а так же утро и вечер./

**************************************************************************************************************

Музыкальные руки

/Стучать указательными пальцами обеих рук друг о друга: то пальцем левой руки по пальцу правой, то пальцем правой руки по пальцу левой/

Пальчик с пальчиком: «тук-тук» —

Вот какой веселый звук!

 /Стучать сжатыми в кулачками друг о друга, ставя сверху то кулачок правой руки, то кулачок левой руки/ 

Друг об друга застучали      

Кулачки, и нет печали.    

/Ритмичные хлопки в ладоши/

А теперь в ладошки бей,

Чтобы было веселей!

                           (Автор О. Н. Громова)

**************************************************************************************************************

Музыкальный дождь

/ Хлопки в ладоши/

Дождь стучит по окнам и по крыше:

/Постучать друг о друга сжатыми в кулачки пальцами, выстукивая ритм/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

То стучит он громче, то вдруг – тише: 

/Отстукивать ритм, ударяя друг о друга сжатыми в кулачки пальцами/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Но не просто дождь идет –

Дождик песенку поет:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами,сжатыми в кулачки/

 — Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

 — Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!    

/Хлопки в ладоши/

В ритме танго он полил дорожку:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в  кулачки/

—  Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

В ритме вальса постучал в окошко:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в  кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

 Да, не просто дождь идет –

 Дождик песенку поет:

 /Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в  кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!   

/Хлопки в ладоши/

Полечку танцуя, мыл травинки:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

 — Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Маршем он прошелся по тропинке:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в  кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Изображать дирижирование оркестром/

Гром фанфарами гремит,

Дождь меняет темп и ритм:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

  — Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

 — Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!     

/Хлопки в ладоши/

 Барабаня, дождик напевает:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в  кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Рок-н-ролл, быть может, сочиняет:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в   кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Кто умеет слушать – тот поймет,

Что же дождь сейчас поет:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами,  сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

 — Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

  (Автор О. Н. Громова)

         / Это упражнение может служить поводом для проведения музыкального занятия или беседы о явлениях природы: дожде, громе, снеге, молнии. В основу игрового упражнения легло стихотворение О.Громовой./

**************************************************************************************************************

Бутон     

/Одной рукой изобразить бутон цветка: соединить кончики всех пальцев, держать кисть руки пальцами вверх./

 Нежный маленький бутон –

Туго запеленут он.

       /Другой рукой изобразить солнце: широко растопырить пальцы руки – «солнечные личики»/

Солнце луч ему протянет,

  /Дотронуться любым пальцем – «лучиком» до бутона, и сразу же разъединить кончики пальцев другой руки – «бутон раскрылся»./

 И бутон гвоздикой станет!

                                   (Автор  И. Махонина)

 /Затем несколько раз соединять пальцы в бутон и разъединять их, изображая раскрытый цветок, приговаривая: «Бутон – гвоздика, бутон – гвоздика и так далее до 5 раз.

Повторите упражнение, сменив руки ролями. А потом потренируйте взаимодействие работы двух полушарий мозга: пальцы одной руки соедините в бутон, а пальцами другой руки изобразите солнышко. Одновременно меняйте руки ролями, старайтесь делать это, как можно, быстрее./

**************************************************************************************************************

Бутон

     /Исходное положение: кисть руки лежит на столе тыльной стороной, все пальцы прямые и собраны в щепоть – «бутон»/

Вот бутон,

/пальцы собраны в щепоть/

Вот он раскрылся,

/раздвинуть пальцы, округлив их – «бутон раскрылся в цветок»/

На мир взглянул

И удивился…

/повертеть кистью руки/

Потом опять

Бутон закрылся.

/собрать пальцы в щепоть – «бутон»/

Только солнышко взойдет,

Как бутончик расцветет,

/ «цветок распускается» — раздвигать медленно пальцы, округлив их/

Но лишь начнет оно садиться,

Цветок спешит в бутон закрыться.

  (Автор О. Н. Громова)

/медленно собирать пальцы в щепоть, выпрямив их – «бутон»/

      /Упражнение сделайте сначала одной рукой, потом другой, затем научитесь делать его двумя руками одновременно, после чего смените исходное положение: поставьте руку на стол на локоть или вообще держите на весу.

      После того, как ребенок освоил это упражнение с произнесением текста, добавьте в конце музыку, под которую в зависимости от музыкальных фраз, ребенок будет изображать раскрывающийся из бутона цветок и закрывающийся цветок в бутон. Такой вариант упражнения хорошо подходит для тренировки кисти руки после перелома, кроме того, способствует развитию музыкальности и успокоению нервной системы.

      Побеседуйте с малышом о растениях, объясните, что значит «бутон». Автор стихов О.Громова./

**************************************************************************************************************

Кит и Золотая рыбка

     / Сначала изобразите хвостик золотой рыбки, двигая кистью руки. А затем – хвост кита, сложив вместе обе руки и растопырив пальцы./

Золотая рыбка

                        с вуалевым хвостом

Плывет, легко ныряет

И тщательно скрывает

Тайну, что в родстве она

                                          с обычным карасем.

Легко в воде скользит

                              огромный синий кит.

Он глубоко ныряет

И волны поднимает,

                             когда хвостом вильнет.

Душевную, протяжную,

                            негромкую и нежную

О любви и верности,

 О доброте и смелости,

О том, о чем мечтает сам,

                                песню нам поет.

                                                                        (Автор О. Н. Громова)

  / Уместной будет небольшая беседа о рыбах, в частности аквариумных рыбках, китах и других морских животных. Поучитесь рисовать кита и  золотую рыбку./

**************************************************************************************************************

Птица – голубица

      /С помощью этого упражнения ребенок научится напрягать мышцы, группироваться при падении, соприкасаясь с землей большей площадью тела, и переходить на перекатывание. Выполнять нужно упражнение на толстом ковре или мате.

      1 Вариант: Исходное положение: сидя на полу, ноги прямые, руки на бедрах. Сначала слегка покачаться вперед-назад – «голубица дремлет», затем быстро опрокинуться назад, легко перекатиться на «круглую»  спину, ноги подняты вверх или опираются носками о пол за головой, руки  положить на пол, подбородок прижать к груди – «упала».

      2 Вариант: Исходное положение: сидя на полу, правая рука согнута и лежит на левом плече, подбородок прижат к груди. Слегка раскачиваться влево — вправо – «голубица дремлет», а затем мягко повалиться на правый бок, переходя от правой ягодицы к правому плечу – «упала». / 

Сидела птица — голубица,

                                    дремала…

Вдруг уснула и

                            упала…

                    (Автор О. Н. Громова)

**************************************************************************************************************

Отличные пшеничные

Выполнять упражнение сидя. На первые две строчки стихотворного текста ритмично дотрагиваться большим пальцем до каждого, начиная с мизинца – «пальчики здороваются», и опять, начиная с мизинца.

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Одной рукой загибать пальцы на другой руке.

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

Ритмично дотрагиваться большим пальцем до каждого, начиная с мизинца – «пальчики здороваются», два раза

Все придут к нам пробовать

Пироги пшеничные?

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Будут все нахваливать

Пироги пшеничные,

Сжимать пальцы обеих рук в кулачки и разжимать, держа кисти рук параллельно крышке стола, не дотрагиваясь до поверхности стола

Тесто замесили мы,

«Посыпать сахаром тесто», двигая большими пальцами обеих рук по остальным четырем

Сахар не забыли мы,

«Лепить пироги», складывая округлые ладошки то одной рукой вверх, то другой

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Ритмично дотрагиваться большим пальцем до каждого, начиная с мизинца – «пальчики здороваются», два раза

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

Погрозить указательным пальцем одной руки

— Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

                    (Шведская народная песенка)

**************************************************************************************************************

Хозяйство

 Русская народная потешка наглядно знакомит детей с названиями домашних животных и птиц в стародавние времена.

 Сжимать и разжимать пальцы обеих рук в кулачки на первые две строчки текста, а потом на каждую строчку загибать один палец, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой. Нужно стараться прижать каждый палец к ладони, не помогая ему другой рукой.

Бегут, бегут со двора,

Гулять, гулять во луга:

Курка-гарабурка – туки-таки,

Утка-поплавутка —  таки-кряки,

Гусь-водомусь – гаги-ваги,

Индюк-хрипиндюк – шулды-булды,

Свинка-толстоспинка – хрюки-хряки,

Коза-дерибоза – меке-беке,

Баран-крутороган – беки-бебе,

Корова-комола – трухи-муки,

Конь-брыконь – иги-виги,

И я вслед за ними – эге-гей!

(Русская народная потешка)

**************************************************************************************************************

Бараны

/В основу упражнения легли стихи Сергея Михалкова. Отличительная черта данного упражнения в том, что используется одновременно несколько приемов по развитию мелкой моторики: «пальчики здороваются», массаж пальцев, «диалог большими пальцами» и выразительный показ (инсценировка слов)./

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

/Выполнять движения «пальчики здороваются» обеими руками одновременно: ритмично соединять большой палец с каждым другим на руке, начиная с мизинца./

И сказал барашек белый:

/Массажировать большой палец правой руки пальцами левой, потирая и пожимая его/

— Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти –

Ты стоишь мне на пути.

/Сжать все пальцы правой руки в кулак, а выставить только большой палец. Произносить текст и шевелить пальцем: наклонять его вперед, сгибая в первой и во второй фаланге, вправо-влево, вращать им –  это большой палец изображает говорящего барашка./

Черный брат ответил: — Ме,

/Массажировать большой палец левой руки пальцами правой, пожимая его и потирая/

Ты в своем, баран, уме,

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!

/Теперь сжать пальцы левой руки в кулак, а выставить лишь один большой палец левой руки и выполнять им разнообразные движения./

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами не крути,

А вдвоем нельзя пройти.

/Опять выполнять движение «пальчики здороваются» двумя руками одновременно./

Сверху солнышко печет,

/Поднять руки вверх и посмотреть вверх, как будто на солнце./

А внизу река течет.

/Опустить руки вниз, смотреть вниз, выполнять движения кистями рук вправо-влево, расположив их параллельно полу ладошками – «течет вода, бегут волны по воде»./

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

(Автор О. Н. Громова)

/Покачать головой вправо-влево, обхватив голову руками./

**************************************************************************************************************

Летели кукушки

/Исходное положение: сидя или стоя, руки, согнутые в локтях и в лучезапястных суставах, изображают крылья кукушки. Произносить текст и активно махать руками, согнутыми в локтях. Старайтесь одновременно сгибать и разгибать руки в быстром темпе как в локтевых суставах, так и в лучезапястных./

Летели кукушки

Через три избушки.

Так суетились,

Так торопились,

/К движениям рук добавьте повороты головы вправо-влево.\

Головками вертели,

Крыльями махали –

А куда летели,

Так и не сказали!

/Пожать плечами, как бы говоря, что вы не знаете, куда полетели кукушки./

**************************************************************************************************************

Юла

/Пальцы на обеих руках сжать в кулачки. Кулачки приблизить друг к другу. На первую строчку стихотворения В.Берестова «Юла» выпрямить большие пальцы обеих рук и вращать ими вокруг друг друга. На вторую строчку стихотворения большие пальцы спрятать в кулачки, а выпрямить только указательные пальцы обеих рук и вращать ими друг вокруг друга. На третью строчку выпрямить средние пальцы и так далее. На последнюю строчку сжать все пальцы в кулачки и вращать друг вокруг друга кулачками./

Кукла вальс танцует старый,

Пара кружится за парой,

А юла, юла, юла

Пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится,

Тот совсем закружится.

(Атор В. Берестова)

/Начните разучивать упражнение в медленном темпе. Старайтесь выполнять движения и проговаривать текст как можно быстрее. Всегда большую трудность представляют собой движения безымянных пальцев почти у всех людей любого возраста.\

**************************************************************************************************************

Тепики

Тепики-тепики,

По водице хлопики.

Хлопики ладошками

Да босыми ножками.

 (Атор Г. Лагздынь)

    /В основу упражнения легло стихотворение Г. Лагздынь.  Под проговаривание текста на первые три строчки встряхивать кистями рук, как бы ударяя по воде. На последнюю строчку потопать босыми ногами, переступая с одной ноги на другую.

      Если есть возможность, то используйте массажный коврик или выполняйте это упражнение на траве, на земле, на песке и в воде./

**************************************************************************************************************

Веселый счет

    /Рассказывать стихотворение и показывать на пальцах число детенышей. Особенность упражнения в том, что числа идут не по порядку. Это хорошо тренирует счет.  Проверьте внимательность ребенка, задав ему вопрос: «Какие из чисел повторялись?»/

У черной кошки – Два котенка.

У рыжей кошки – Пять котят.

У белой утки – Три утенка.

У серой утки – Шесть утят.

У овечки Семь ягнят.

У свинки – Восемь поросят.

У гусыни – Четыре гусёнка.

У крольчихи — Четыре крольчонка.

У рябой курицы Девять цыплят.

Десять яиц — под индюшкой лежат.

У лошадки – Один жеребенок.

У мамы – Я один ребенок.

                      (Автор О. Н. Громова)

    /Побеседуйте с ребёнком о том, как называют детенышей у разных животных, объясните ребенку, зачем яйца лежат под индюшкой./

**************************************************************************************************************

Десять птичек – стайка  

       /На первые две строчки дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают, сильно растопыривая прямые крепкие пальцы.  Можно выполнять более сложное движение: одновременно одна рука сжимается в кулачок, а другая расправляет расставленные в стороны напряженные пальцы. Так тренируется взаимодействие левого и правого полушарий мозга. В конце второй строчки, прежде чем произносить текст дальше, пальцы обеих рук должны быть разжаты и растопырены. С каждой строчкой, в которой упоминается новая птичка, зажимать один палец на руке. К концу стихотворного текста будут упомянуты десять птичек, это означает, что  обе руки должны оказаться с пальцами, прижатыми к ладошкам. На последнюю строчку стихотворения покрутите сжатыми кулачками.

      Начинайте зажимать пальцы сначала с мизинца на любой руке, а потом при повторении упражнения с большого пальца, а затем с любого другого, только точно следуйте придуманной последовательности./

 

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

 Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

                             (Автор  И. Токмакова)

**************************************************************************************************************

Скок-скок-скок  

Скок-скок-скок!

      /На первое слово «Скок» правую руку сжать в кулак, а на левой одновременно растопырить прямые пальцы.  На второе слово «Скок»  пальцы правой руки разжать и растопырить, а пальцы левой руки сжать в кулак, на третье слово «скок» опять пальцы правой руки сжать в кулак, а пальцы левой руки растопырить./ 

Жил-был потолок.

В потолке была дыра.

За дырой была нора.

На норе замок.     

 

      /На каждую строчку зажимать пальцы на обеих руках одновременно: сначала мизинцы, потом безымянные и так далее./

 Скок-скок-скок!

      /Три раза постучать большими пальцами по сжатому кулачку./

Скок-скок-скок!

      /Повторить движения первого куплета./

Жил-был потолок.

А на нем сидел паук,

Много ног и много рук.

Муху он стерег.

      /На каждую строчку загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с большого пальца./

Скок-скок-скок!

      / Три раза согнуть и разогнуть мизинцы на обеих руках одновременно./

Скок-скок-скок! 

      /Повторить движения первого куплета./ 

Жил-был потолок.

В потолке была дыра.

Филин влез в нее вчера

И с тех пор молчок.

      /Загибать пальцы одновременно на обеих руках – по пальцу на каждую строчку, но в отличие от первых двух куплетов, загибать пальцы на одной руке, начиная с мизинца, а на другой – с большого пальца./

Скок-скок-скок!

       /Три раза согнуть и разогнуть на одной руке мизинец, на другой руке большой палец./                      

      /Это упражнение на слова И.Токмаковой способствует развитию межполушарных связей головного мозга./

**************************************************************************************************************

Сонный слон 

      /Выполнение этого упражнения хорошо тренирует взаимосвязанную работу обоих полушарий мозга.

 1-й вариант: 

— На первое слово «Динь» сжать пальцы правой руки в кулак, а пальцы левой руки выпрямить и напрячь , на второе слово «дон» наоборот – выпрямить пальцы правой руки , а пальцы левой сжать в кулак. И так далее менять положение рук на  две первых строчки текста.

 — На первое слово третьей строчки стихотворения «Старый» выпрямить пальцы левой руки вверх и подставить к левой ладошке правую ладошку пальцами, расположив правую ладонь параллельно полу. На второе слово «серый» поменять положение рук —  выпрямить пальцы правой руки вверх, а к правой ладошке приставить прямые пальцы левой, расположив ее ладонью к полу. И так далее менять положение рук до конца четвертой строчки стихотворения.

 — На первое слово пятой строчки «Стало» пожать правой рукой левую так, чтобы пальцы правой руки были сверху, на второе слово пятой строчки текста «В комнате» сменить положение рук – теперь левая пожимает правую, и пальцы левой руки сверху. И так далее до конца шестой строчки стихотворения. При этом большие пальцы  не должны быть прижаты к своей ладони, а обхватывать большой палец другой руки.

 — На оставшиеся две строчки стихотворения повторить первое или второе движение по выбору.

 2-й вариант:

На первое слов «Динь»  схватиться правой рукой за мочку левого уха, а левой рукой за кончик носа. Затем на второе слово «дон» сменить положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой за кончик носа. При этом руки перекрещиваются. Далее на каждое слово менять положение рук. Следите, чтобы взятый темп прочтения стихотворения не менялся, а движения выполнялись без суеты точно и ритмично./

______

Динь — дон. Динь – дон.

В переулке ходит слон.

 ____

Старый, серый, сонный слон.

Динь – дон. Динь – дон.

 ____

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

 ____

Или это снится сон?

Динь – дон. Динь – дон.

**************************************************************************************************************

Оса   

  /Грозить указательным пальцем правой руки/

Говорят: оса кусается. 

/Погрозить указательным пальцем левой руки/

Это – как себя вести. 

/Повернуть обе руки вверх ладонями, на лице изобразить просьбу (брови приподнимаются вверх)/

Я сказал:

— Оса-красавица!

Нас в калитку пропусти. 

/Каждым пальцем правой руки выполнить одно круговое движение, начиная с большого пальца/

И оса в ответ раз-жуж-жалася:

— Проходите, — говорит –

Пож-жалуйста!

             (Автор В.Белов)

**************************************************************************************************************

Счет 

/Для начала упражнения примите исходное положение: пальцы руки выпрямите вверх. Считая, загибайте по одному пальцы руки, прижимая их к ладошке./

Один, два, три, четыре, пять.

/Все пальцы сжаты в кулачок,  выпрямите только средний и указательный – «зайкины ушки»/    

Вышел зайчик погулять.

/Шевелить средним и указательным пальцами – «зайчик двигает ушами»/

Что нам делать, как нам быть?

  /Пальцами другой руки накрыть работающую руку – «хотим поймать зайчика», одновременно выставленные указательный и средний пальцы сжать с остальными пальцами рабочей руки в кулак./

Нужно заиньку ловить!

/Убрать руку, накрывающую рабочую, а на рабочей руке все пальцы  выпрямить вверх/

Снова будем мы считать:

 /Загибать пальцы по одному, прижимая их к ладошке, одновременно считая./

Один, два, три, четыре, пять.

                               (Автор В. Важдаев)

**************************************************************************************************************

Стрекоза

/Показать большие газа стрекозы, приставив к своим глазам соединенные в кольцо большие и указательные пальцы обеих рук./

Вот какая стрекоза, как горошины глаза.

/Не убирая руки от своих глаз, выполнять повороты головы в соответствии с текстом/

Влево – вправо, назад – вперед.

/Выполнить круговое вращение головой сначала в одну, а затем в другую сторону/

Ну, совсем как вертолет.

/Поднять руки вверх и привстать на цыпочки, как бы показывая как высоко летает стрекоза, затем присесть на корточки и опустить руки вниз, можно коснуться пола, показывая, как низко летает стрекоза/

То летает высоко, то летает низко,

/Встать и поднять руки вперед, потянуться за руками – «летает далеко», приставить согнутые в локтях руки к груди – «летает близко»/

То летает далеко, то летает близко.

/Показать большие газа стрекозы, приставив к своим глазам соединенные в кольцо большие и указательные пальцы обеих рук. И качать головой вправо-влево/

Стрекоза, стрекоза, как горошины глаза.

**************************************************************************************************************

Остальные разделы рубрики:

**************************************************************************************************************

 Copyright © Громова О.Н., 2001. Все права защищены

4 комментария на “Стихи с движениями”

  • Erianaqyk:

    Статья полезная и нужная. Посмотрел, на блоге есть и другие полезные публикации. Большое спасибо!

  • Эмма:

    Действительно хорошие упражнения!

  • Стеснишка:

    Еще очень хорошее упражнение, очень известное и любимое детками «Мы капусту рубим»
    Мы капусту рубим-рубим,
    (выпрямленными ладонями изображая топорики постучать по столу)
    Мы морковку трем-трем,
    (согнутые в кулачки руки, потереть друг об друга)
    Мы капусту солим-солим,
    (обоями руками по солить)
    Мы капусту жмем-жмем,
    (сжимать в кулаки и распрямлять руки, словно жмем капусту)
    Мы сок пьём-пьём.
    (сложить руки в ладоши, и пить из них)

  • Юрий:

    Спасибо,все очень здорово. Беру на вооружение.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Контакты
ForArchiPeople@yandex.ru