Статистика посещаемости
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

postheadericon Игры для проведения праздника Масленицы

 YtZmJmZi0

Катание по шестам

      Старейшая игра, распространенная в Марийском крае России. (Игра северных народов России на масленицу).

      Длинные, гладко обструганные жерди (бревна) укладываются на расстоянии 1 метра параллельно друг от друга и обливаются водой, чтобы покрылись льдом и были скользкие. Протяженность таких «рельсов» — от 50 до 200 метров. Жерди лучше укладывать под наклоном. Если они укладываются на слишком крутом склоне, то водой их можно и не поливать, главное, чтобы были они сами гладкие.

      Участвуют в игре, как дети, так  молодежь и взрослые. Конечно же, стоит позаботиться о безопасности детей. Для этого достаточно следить, чтобы была дистанция между катающимися и возможность удачного мягкого падения вокруг жердей (свежее насыпанные сугробы, копны соломы или даже маты, никаких камней и острых предметов).

      Участники должны быть распределены по парам (желательно одной комплекции: роста и веса). Двое игроков становятся на лежащие параллельно скользкий шесты, взявшись за руки (плечи, талию друг друга), и катятся по ним под уклон. Задача – проехать донизу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие, но и согласованность действий напарников. Наиболее умелые в этой игре изобретают новые способы скатываться вниз (не только на ногах,  как-то по особому поддерживать друг друга, комичные позы и так далее). Все это делает катание по шестам веселым для участников и зрелищным для зрителей.  Конечно же, лучшие получают не только одобрительные возгласы и аплодисменты зрителей, но и призы.

 Взбирание по шестам

      Этот вариант ранее описанной игры считается русским. Только вот один шест гладкий, а другой – нет. И двое не катятся вниз, а взбираются вверх, где их ждет награда.

      Напротив скользкого шеста наверху закрепляется какой-нибудь приз (большая игрушка, что-то не тяжелое из  бытовой техники и так далее), до которого легко достать, если взошел наверх.

      Двое участников так же становятся друг напротив друга, держась друг за друга. Один взбирается по скользкому шесту, стараясь добраться до приза, а другой не только взбирается по своему не скользкому и так же наклоненному шесту вверх, а еще и поддерживает другого.  Достать приз должен тот, кто движется по скользкому шесту.

      Зрители напряженно болеют. Много эмоций вызывает момент, когда участники добрались до приза, но не смогли его взять, скатившись вниз. В конце пути сложность состоит в том, что участник, стоя на скользком шесте, должен перестать держаться за своего товарища, так как руки нужны, чтобы взять приз, достаточно большой по размеру (одной рукой взять трудно).

       Хитрые участники-мужчины на скользкий шест в свои партнеры берут хрупкую девушку или даже ребенка. В этом случае, взбираясь по шесту, мужчина буквально несет своего легкого партнера (но на вытянутых вперед руках!)

 Биляша

      Игра имеет тюркские корни, название не переводится. В нее могут одинаково играть, как дети, так и подростки, как молодежь, так и взрослые, женщины и мужчины вместе или отдельно.

      Все участники игры делятся на две команды. Чертятся две параллельные линии на расстоянии 4-х метров друг от друга. Игроки двух команд становятся лицом друг другу, выстраиваясь в длинные шеренги по своим линиям.  Вызвавшийся по собственному желанию игрок одной из команд с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший, схватив кого-нибудь за руку, старается перетянуть соперника через площадку за свою линию.  Если он перетянет его, то делает своим «пленником», ставя позади себя. Если не перетянет, а сам окажется за чертой другой команды, то становится ( как «пленник») за спиной своего победителя. Затем игрока высылает другая команда. Он тоже хватает за руку соперника, которого надеется перетянуть за свою линию. Особенно стремится перетягивать того, у кого есть «пленник», чтобы в случае победы освободить его. Так команды по очереди высылают своих игроков. Игра кончается тем, что одна команда постепенно перетягивает к себе тех соперников. Во время игры команды подбадривают своих игроков, скандируя их имена.

      Для перетягивания можно выбирать любого игрока противоположной команды, никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Перетягивать можно лишь одной рукой, не помогая второй. Освобожденный «пленник» возвращается на свое место в команде.

      Если в обеих командах одинаковое количество игроков, которых не больше пяти, можно выбрать судью из зрителей, который будет внимательно следить за выполнением правил игры, и перетягивать может ни один игрок из команды, а все игроки одновременно.  Чтобы игра не затягивалась, можно использовать звук гонга как для начала перетягивания, так и для его окончания. Кто не сумел перетянуть соперника, то возвращается на свое место ни с чем. А новый удар гонга объявляет о том, что теперь перетягивать будут игроки противоположной команды.

 Далеко ли бежать?

      Детская славянская игра. Игра начинается с распевной считалки, например «Чинчики-резинчики» или «Шел баран». Водящий – «голень». Он становится спиной ко всем игрокам и наклоняется вперед. У каждого игрока в руках небольшая украшенная палочка. Раньше, в старину, каждый ребенок сам вырезал для себя палочку и украшал ее. Кто резьбой, кто лентами и бусами, кто раскрашивал, а у кого была палочка даже из метала или связана из соломы. Короче, у каждого – своя. Все дети безошибочно знали хозяина палочки. Сейчас палочки для игры можно раздать, но они должны быть разные. Все аккуратно кладут свои палочки на спину водящего. Один игрок поднимает палочки по очереди и спрашивает водящего: «Далеко ли этому пану бежать?» А водящий отвечает: «До магазина» или «Вокруг дома» и так далее. То есть каждый участник игры, забирая свою палочку со спины «голеня», получает конкретное задание. Все бегут одновременно. Добежал до названного места, скажем до второй скамейки в парке, стукнул об нее палочкой и назад. Кому дальше бежать достанется, кому – ближе. Кто умеет быстро бегать, кто – нет. Выигрывает прибежавший обратно первым. Кто последний прибежит, тот и «голит». Теперь ему на спину кладут свои палочки и его спрашивают – этому пану далеко ли бежать?

В игре могут участвовать дети разных возрастов, мальчики и девочки. Кроме того, в игру включаться, как и выбывать из нее, можно в любое время. То есть играть можно хоть целый день, постоянно меняя состав участников, не прекращая игру ни на минуту.

Разрывные цепи

      Считается, что игра имеет русские корни.

      Участники двух команд становятся друг напротив друга на расстоянии не менее 6 метров, чтобы можно было разбежаться. Они образуют две параллельные «цепи», взявшись за руки. Участники одной из команд громко скандируют: «Крепка ли ваша цепь?» Друга команда так же хором отвечает: «Крепка!» Первая команда опять произносит хором: «Проверить шлем богатыря!» Один из участников первой команды бежит ко второй и старается разорвать сцепленные руки игроков. Если ему это удалось, то он уводит сразу двух игроков команды-соперницы, руки которых сумел разорвать, в свою команду. Вновь прибывших игроков принимают и ставят в цепь по своему усмотрению.  Если ему это не удалось, то он становится в цепь команды-соперницы. Далее игра продолжается. Теперь вторая команда произносит слова: «Крепка ли ваша цепь?» А первая команда отвечает: «Крепка!» Вторая команда: «Проверить шлем богатыря!» Теперь игрок второй команды бежит и старается разорвать «цепь» первой команды. И так далее игра продолжается до тех пор, пока все участники одной команды не перейдут в цепь другой.

      Важное условие: нельзя разбивать локтями, бежать и пробовать разорвать «цепь» может любой участник команды, можно пытаться разорвать руки любых игроков, сцепленные руки нужно держать крепко, не сгибая локтей, игроки не должны сближаться друг с другом, увидев, что именно их руки хотят разрывать, можно хитрить, меняя направление бега (бежать так, чтобы соперники думали, что именно в этом месте будет игрок разрывать их цепь, а он вдруг резко бежит к другим играющим).

      Игра одинаково подходит для любого возраста и пола игроков. Возможны семейные команды.

 Тили-рам

      В игре участвуют две команды игроков. Это аналог игры «Разрывные цепи». Игроки в двух командах  крепко держат друг друга за вытянутые в стороны руки – «цепь». Команды стоят друг напротив друга на расстоянии 10-15 м лицом друг к другу. Первая команда говорит: Тили-рам, тили-рам, кого вам, кого вам?»  Другая команда называет любого игрока из первой команды. Названный бежит и старается прорвать цепь второй команды. Потом команды меняются ролями. Если игрок разорвал цепь, то он возвращается в свою команду, захватив с собой тех двух игроков, между которыми цепь он прорвал. Все три игрока становятся в команду на места, указанные игроками. Игроки указывают те места, чтобы цепь была крепче.  Если вызванный игрок не смог разорвать цепь, то он встает в ту команду, с цепью которой не справился. Таким образом одна команда становится длиннее, а другая короче по количеству игроков. Та команда, которая растеряет большее количество игроков считается побежденной.  Другой вариант окончания игры: после 6-8 вызовов команды перетягивают друг друга через черту.  Выигрывает та команда, которой удалось перетянуть соперницу на свою сторону от черты.

Подбрось кольцо шпажкой и поймай на шпажку

      Детская спортивная игра.

      Для игры дети делятся на звенья, которые выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 м одно от другого. На звено дается шпажка и 5 колец разного диаметра. По сигналу взрослого направляющий со шпажкой и кольцами в руках выходит на 4 шага вперед, делает поворот налево (направо), надевает кольцо на конец шпажки и подбрасывает его высоко вверх, стараясь затем поймать на шпажку (разрешается 5 попыток). Затем направляющий оставляет кольцо и шпажку на полу, осаливает по руке очередного игрока и становится на свое место. Ребенку разрешается выбирать кольцо нужного диаметра, менять на более удобное. Выигрывает звено, которое меньше роняет колец и быстрее выполняет задание.

Не дай попасть в обруч

      Эта игра является вариантом выше описанной игры. Больше подходит для детей.

      Дети делятся на четыре звена. Звенья выстраиваются шеренгами напротив друг друга на расстоянии 2 – 2,5 метров. Интервал между играющими – 1 метр, между звеньями – 2 метра. Перед двумя шеренгами у самых ног лежат шесть обручей ( у ребят 1-го и 3-его звеньев) и кольца (у ребят 2-го и 4-го звеньев) и у всех в руках шпажки. По команде дети 1-го и 3-его звеньев бросают поочередно с помощью шпажки  кольца в сторону играющих 2-го и 4-го звеньев, стараясь попасть в обруч. Задача с помощью шпажки помешать попасть кольцу в обруч. Затем ребята меняются ролями. Каждое попадание кольца внутрь обруча оценивается в одно очко, а пойманное на шпажку – 2 очка. Звено-победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков.

Повращай  кольцо на шпажке

      Еще одна детская и малоподвижная игра с использованием шпажки и колец.

Вариант 1: Каждому из участников игры дается кольцо и шпажка. Одновременно по команде дети надевают кольцо на шпажку и вращают его, выполняя круговые движения шпажкой. Затем звучит сигнал «Стоп!» или другой. Дети прекращают выполнять вращение. У кого кольцо соскочило со шпажки до сигнала «Стоп!», то проиграл. Игру можно повторять до тех пор, пока не останется один или несколько «непобедимых» участников.

Вариант 2: Вместо словесных сигналов используйте звучание музыки: с началом звучания вращение начинается, с окончанием – прекращается. У кого упало кольцо со шпажки или съехало на руку во время звучания музыки до ее остановки, выходит из игры.

Кто первый доберется до приза

      Малоподвижная игра. Для нее понадобится трехметровая лента (шнур), на концах которой закрепляются палочки 30см. Палочки могут быть как-то украшены. На середине ленты закрепляется приз (игрушка, что-то из канцелярских товаров и так далее.) Главное то, что приз не должен быть тяжелым.  Двое игроков наматывают ленту на деревянные палочки. Побеждает тот, кто быстрей приблизится к призу. Как правило, кто быстрее ленту смотает, добравшись до приза, то тот  приз и забирает.

      Эта игра одинаково подойдет игрокам любого возраста и любой комплекции.

Защити корзину от мячей

      Малоподвижная игра. Игроки становятся в круг. У каждого мяч. В центре круга корзина и водящий с ракеткой. Игроки по очереди бросают мяч, стараясь попасть в корзину, а водящий ракеткой отбивает его.  Одновременно может играть большое количество участников. В этом случае их стоит разделить на 2 и более кругов и устроить соревнование между командами.

      Хороший защитник получает приз. Игра подходит для игроков любых возрастов. Можно в корзину положить приз, который нужно защитить. Сумел – приз забрал. Можно придумать и любую другую завязку для игры (почему нужно защищать корзину).

Хлопушка

       Малоподвижная игра.

      К любой опоре, например, к ветке дерева, к турнику, к люстре, на уровне плеч ребенка подвешивается надутый бумажный пакет, край его затянут веревкой.

      Играющий встает на расстоянии пяти шагов от него, ему завязывают глаза.

      По сигналу «начали» ребенок делает вперед пять шагов, останавливается и быстро сближает руки. Если пакет оказывается между ладоней, то он хлопнет с выстрелом.

      Правила: Можно делать только пять шагов, хлопать только после остановки и только один раз.

      Игра считается детской, но ее с успехом можно использовать и среди молодежи. Вместо бумажного пакета это может быть воздушный шарик, который нужно проткнуть спицей. Шарик лопается, и из него выпадает приз, который может забрать удачливый игрок.

Влезь на столб

      Ограничений по половому или возрастному признаку эта игра не имеет. Но чаще испытывают свои силы юноши.4e38acf9dac3

      Для игры понадобится высокий гладкий столб (не менее 3-х метров в высоту). На самой вершине висит приз. Это может быть что угодно: от игрушки до дорогой техники. Задача состоит в том, что каждый желающий должен влезть на столб и достать приз. Чем столб выше, тем игроку труднее сделать это.

      Можно поставить несколько столбов разной высоты. В зависимости от высоты столба будет зависеть и ценность приза. Кроме того, в этом случае участников разного возраста и разной комплекции будет больше.

      Для усложнения задания столб в разных местах может быть полит водой, что сделает его скользким в этих местах.  Скользкое место не должно превышать 50 см шириной, иначе игроку будет почти невозможно его преодолеть.

Катание на саночках

      К большим саням, которые везут лошади или какое-либо автоматическое средство передвижения, прикрепляются маленькие саночки. Лошади скачут (едет автомобиль) не останавливаясь, везя за собой эти саночки. Задача – запрыгнуть в саночки и проехать в них.

1 Вариант: Проехать в саночках определенное расстояние.

2 Вариант:  Для большего интереса в эти саночки можно положить приз. Кто сумел запрыгнуть, тот и сумел забрать приз.

      Условие: транспортное средство едет, не останавливаясь с одной скоростью.

 Рыбки

    Французская народная игра.  Обычно играют дети, но может проводиться и для семейных команд игроков.

    Соревнуются одновременно 2-3 команды с равным числом игроков. Каждый участник получает бумажную (картонную, пластмассовую) рыбку (длина 25 см, ширина 6 – 7 см). На хвостике закреплена лента (шнурок) длиной около 1 м (для детей, для взрослого, конечно же, длиннее). Конец ленты должен быть заправлен за пояс так, чтобы рыбка свободно касалась пола – «плавала», когда игрок ходит. Лента должна быть заправлена не крепко, а так, чтобы легко выскальзывала из-за пояса, когда на рыбку наступить. У каждой команды рыбки определенного цвета.

      По сигналу ведущего игроки начинают шагом передвигаться по всей площадке, стараясь наступить на рыбку соперника и в то же время не дать поймать свою. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. По истечении условного времени игра останавливается, ведущий подсчитывает число выбывших. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.

Рыбак

Еще одна детская игра. Для игры нужна веревка 2-3 м длиной и вбитый в землю колышек или столбик. Один конец веревки крепко крепится к колышку, например, петлей. Все дети строятся в большой круг вокруг колышка, не держась за руки. Они – «рыбки». Выбирается водящий – «рыбак». Он берет свободный конец веревки, натягивает веревку. При этом рука, которой он крепко держит веревку, должна быть опущена вниз. Водящий должен оказаться за кругом детей. Он бежит с веревкой вокруг круга детей. При приближении веревки дети прыгают через нее. Задетые веревкой дети выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 1 — 3 игроков. Затем выбирается новый рыбак, возможно из числа не пойманных рыбок.

Перетягивание каната

Понадобится длинная и толстая веревка (канат). Чертятся две линии, за которыми встают игроки двух команд (в командах равное количество игроков). Две команды участников становятся друг напротив друга в колонны и берутся за канат. Чертится линия. На канате отмечается  его середина. По сигналу игроки тянут канат – каждая команда в свою сторону. Побеждает та команда, которая смогла перетянуть с помощью каната всех игроков команды-соперницы за свою линию.

Луна или солнце

Начало игры служит вместо считалки. Выбираются два капитана, которые тихо между собой договариваются, кто из них луна, а кто – солнце. К ним по одному подходят остальные желающие участвовать в игре. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, за луну он или за солнце. Ему так же тихо отвечают, в чью команду он должен встать. Так игроки образуют две команды (количество игроков определяет жребий), которые выстраиваются в две колонны (игроки за своим капитаном). Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

Бой мешками

Подобные игры в разной интерпретации существуют у разных народов мира. 283eec7-3

Для этой игры понадобится горизонтально установленное бревно (толстая перекладина) на высоте от земли не менее 1 м. (чтобы ноги земли не касались) Двое участников садятся на бревно верхом лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый из участников берет в руки по мешку, набитому пухом, ватой, соломой или сеном. Игроки бьют друг друга этими мешками. Задача состоит в том, чтобы сбить мешком с бревна соперника, а самому остаться сидеть на бревне.

Участвовать могут игроки всех возрастов. Если бревно достаточно длинное, то на нем могут одновременно соревноваться несколько пар игроков.

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями дом и детский сад. Все дети с начала в доме. Двое водящих – Морозы по середине площадки. С двух сторон.

Оба Мороза: Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые.

Первый Мороз: Я – Мороз-Красный нос.

Второй Мороз: Я – Мороз-Синий нос.

Оба Мороза: Кто из вас решится –

В путь-дороженьку пуститься?

Дети: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

После этого дети бегут из дома в детский сад, а Морозы их пытаются осалить – «заморозить». Те дети, до которых Морозы дотронулись, считаются «замороженными». Они остаются на месте стоять не подвижно.

Игра повторяется. Теперь дети перебегают из детского сада домой и так далее. Детям разрешается выручать замороженных детей, коснувшись их рукой во время перебежки.

После четырех перебежек можно выбрать новых Морозов.

Ловля птиц на лету

Старинная русская народная игра. Среди других игр и конкурсов являлась неотъемлемой частью празднования Масленицы. Играют дети. Весенней считалкой:

Тили-тели,

Птички пели,

Взвились –

К лесу полетели,

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет –

тому водить!

                                    ( русская народная)

Выбирается водящий-ловишка. Остальные все дети изображают птиц. Птиц можно изображать самых разнообразных. Это зависит от знаний детей о птицах и их предпочтениях. Кто-то может представлять себя журавлем, кто-то уткой, кто-то соловьем и так далее. Если есть возможность, то дети могут использовать соответствующие шапочки-маски. Все дети-птицы, стараясь не терять характерные движения выбранной птицы, проговаривают слова-дразнилки для ловишки:

Мы – птички-невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать!

Ловишка бегает за детьми, стараясь осалить как можно больше. Осаленный выбывает из игры.

__________________________________________________________________________________

YtZmJmZi0

 

 История праздника «Масленица» —  смотри здесь

 

 

3 комментария на “Игры для проведения праздника Масленицы”

  • Мероприятие проводится в форме праздника, в котором присутствуют элементы народного театра, игры и конкурсы, ярмарка и зжигание чучела.

  • Евгений:

    Хорошо описаны игры. Так на Руси и играли. Сейчас никого не заставишь повеселится на массовых гуляньях, очень мало людей приходят на такие мероприятия.

  • История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Контакты
ForArchiPeople@yandex.ru