Статистика посещаемости
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

postheadericon Когда празднуется масленица

     

  • в 2018 году Масленица празднуется 12 февраля.

       Масленичная неделя: с 12.02 по 18.02.

 

  • В 2019 году Масленица празднуется 4 марта.

      Масленичная неделя: с 4.03 по 10.03.

  • В 2020 году Масленица празднуется 24 февраля.

       Масленичная неделя: с 24.02 по 01.03.

  • В 2021 году Масленица празднуется 8 марта.

       Масленичная неделя: с 8.03 по 14.03.

 

Из истории праздника

  (Автор статьи Юрий Шилов)

      70866_big_1352788094

        Кто не знает этого разудалого, истинно русского праздника! Его отмечают перед Великим постом, за 7 – 8 недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, кострами, катанием с горок. Веселый праздник проводов зимы и встречи весны!..

      В прошлом веке, когда национальный подъем породил научно-краеведческое движение за изучение и сохранение народных традиций, были собраны бесценные описания старинной Масленицы. (Фрэзер Дж. «Золотая ветвь» — М., 1988; Велецкая Н.Н. «Языческая символика славянских архаических ритуалов». – М., 1978) Она оказалась не такой уж и простодушной, как представляется современному человеку без прочных традиций. Как же ее отмечали?

Масленица в  16 веке —

         самая первая Христианская масленица.

     Масляная неделя, с 16 века узаконенная церковью в качестве христианского праздника, начиналась с приготовления блинов – по правилам языческой магии. Хозяйки приготовляли опару втайне от домашних и обязательно ночью. «Одни опару готовят из снега во дворе, когда взойдет месяц… Другие выходят вечером готовить на речки, колодези и озера, когда появляются звезды». (Цитата из книги «Праздники и обычаи» — автор И.П.Сахаров Спб., 1885 – С. 166-167) Делалось это неспроста: такая «живая вода» обладает, как нынче известно науке, целебными свойствами.

Что такое санный поезд?

      Одновременно с выпечкой блинов готовили санный поезд. Он возглавлялся большими санями, которые непременно устилались соломой и снабжались столбом с колесом, на котором восседал воплощавший Масленицу человек (баба или, чаще, мужик) или же чучело; сюда же складывался различный провиант: блины, яйца, напитки. К главным саням, влекомым несколькими конями ( но нередко – людьми), прицеплялись санки поменьше, а то и маленькие саночки или лубки – сшитые куски бересты. Постоянных седоков на них не было: садились и вскакивали кто хотел, нередко падая в снег.

       Предыстория этой веселой забавы весьма и весьма драматична: в народе доныне бытуют поговорки: «загнуть масленичные салазки», «посадить на лубок» — что означает «умертвить», «лишить жизни»…

      Между тем санный поезд объезжал село и округу, и так повторялось на протяжении нескольких дней. Каждый из них, но особенно последний завершался костром. На главном из них сжигали чучело Масленицы (или делали вид, что сталкивают в огонь воплощающего его человека), подбрасывая туда же не только солому, но также блины, выпеченных из теста птиц, яйца, старые вещи.

      Среди веселой возни обязательно выделялись подобия поединков. Обычно это была игра в снежки и борьба за место на санках (о предыстории которой сказано выше), но нередко играли во «взятие снежного городка» и нешуточные «кулачные бои», а также в мяч. Его пинали ногами, но победителем считался тот, кто выхватывал его из общей свалки и доносил до определенного места.  «,,,Осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно над местом побоища подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью… Победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня…» (Цитата из книги «Нечистая, неведомая и крестная сила» — автор Максимов С.В. – Спб., 1903 – С. 365-366)  Играли обычно на льду, вдоль реки, деревня против деревни. К исходу поединка относились очень ответственно: считалось, что вместе с мячом выигрывается благоденствие на весь год, до следующей Масленицы…

Последний день праздника.

      Последний день праздника именовался «прощеным» ( «прощальным», «радуницей» в различных русских губерниях, «пущаннем великим» у карпатских украинцев, «смертной неделей» у словаков). После сожжения чучела и погребения в снегу его остатков, после церковной вечерни и печального благовеста люди ходили по родственникам и соседям и говорили друг другу: «Прости, Христа ради, в чем я перед тобой согрешил.» — «Прости и ты меня». Особым вниманием пользовались старики и неизлечимо больные; некогда именно их полагалось «садить на лубок» масленичного поезда… Так радость гуляний переходила в драматизм кулачных и других поединков, а завершался праздник и вовсе печально. Затем начинался Великий пост, который лишь через 7 недель переходил в не очень веселую, но все же жизнерадостную Пасху ( тоже, как и Масленица, языческого происхождения).

      Подытоживая древнейшие масленичные празднества – русские, славянские, а затем европейские и общечеловеческие, — Н.Н. Велецкая констатирует, что они пронизаны «языческими аграрно-магическими ритуалами – заклятьями предстоящего урожая, содержат явственные следы отправления «на тот свет» предков-покровителей, дабы усилия потомков получить от земли источники существования не оказались тщетными». (Велецкая Н.Н. Указ. соч. – С.127) Предками-покровителями, подлежащими отправлению на небеса ( к источникам годового цикла, света, тепла, дождя), считались особо почитавшиеся старики. Старейшина, возглавлявший некогда санный поезд, кропился маслом и ступал затем в священный костер – возносясь в небеса, превращаясь в посланца землян…

Древнее святилище Масленицы.

      Под Полтавой, у села Пожарная Балка, исследовано наиболее выразительное место вознесения Масленицы. Оно располагалось на крутом берегу Ворсклы, рядом с древнеславянским поселением, курганами и огромными кучами золы – одну из которых и представляло. Археологические раскопки открыли следующую картину. (Ляпушкин И.И. «Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа». – М. –Л., 1961 – С. 99-125; Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян» — М., 1981 – С. 309 -318)  Сооружение святилища началось с жертвоприношения собаки и коня, известных проводников в потусторонний мир. Яма с их костями была заполнена битой посудой и другими остатками пира. Тогда же или несколько позже было вырыто множество углублений, образовавших фигуры огромных лебедей  и, вероятно, их яиц; здесь же были устроены какие-то столбовые конструкции. Затем из села, а то и нескольких сразу доставили «многие сотни снопов соломы», которыми покрыли лебяжью стаю так, что образовался высокий золотистый холм. Известно, что на такие холмы поднимались с факелами герои; на вершине они бросали себе под ноги огонь – и возносились в небо  в гигантском костре!.. Святилище у Пожарной Балки использовалось несколько раз: кости посланцев на небо оказались разбросанными при повторных обрядах, но скелет последнего из них остался неприкосновенным.0_7e7ab_93854a5f_XXL

      Была ли древняя Масленица сугубо славянским явлением? Нет, она представляла собой специфическое проявление определенной стадии всемирной культуры. Из подобных проявлений наиболее известны представления, связанные с образом Иисуса Христа.

      Сходны Голгофа («Холм») и скирды, на которых у Пожарной Балки совершались отправления человеческих жертв на небеса, к высшим силам Вселенной; сходны «святые духи» в виде голубя и лебедей; сходны кресты – на кресте распяли Иисуса, и кресты бросались в костры рассмотренного нами святилища; главное же сходство заключается в том, что прозвище Христос («Помазанник») означает то же, что Масленица: жертва, окропленная или помазанная маслом, — масло хорошо горит и потому содействует вознесению ( в костре или на кресте, а крест символизирует солнце, небесный огонь).

    Вполне реальное святилище у Пожарной Балки возникло примерно за 500 лет до мифического Рождества Христова, когда не было еще не только Евангелий, но и Библии. Родство Масленицы и появившегося позже Христа носит отнюдь не этнический или миграционный характер, оно общечеловечно. Дело в том, что и Масленица, и Христос, и арийский Пуруша, и греческий  Прометей, грузинский Амирани, сирийский Адонис, молдавский Данко и многие, многие другие принадлежат к когорте спасителей человечества – заступников пред вселенскими силами, которые цивилизация по мере развития вольно или невольно во все времена и у разных народов восстанавливает против себя.  Институт спасителей сложился в одну из напряженнейших стадий истории: на рубеже доклассовых (первобытнообщинных) и раннеклассовых (рабовладельческих) обществ. Спасители выдвигались, как правило, из жрецов, обязанных заботиться об общественном благе, снимать всевозможные и все нарастающие противоречия. Основные же противоречия во все времена, во всех формациях, странах сводились к противостоянию общества и среды обитания, бытия и небытия, личности и коллектива. По личной ли воле или велению традиции, по совокупности ли этих причин, но, будучи ввергнуты в это горнило сверхчеловеческих противоречий, спасители вынуждены были расставаться с земной своей жизнью и «возноситься на небо», «унося с собой грехи» соплеменников и становясь для них символом единения и благочестия. Христос-Спаситель, поддержанный церковной и государственной властью, служит человечеству вот уже 20 веков; некоторые народы выдвигали своих спасителей раз в несколько лет, Масленица же и другие отправлялись на небеса ежегодно.

     Вот какие глубочайшие общечеловеческие корни таятся в удалой Масленице. Присмотритесь к народным гуляньям – они преисполнены воистину величайшим смыслом.

__________________________________________________________________________________

YtZmJmZi0
 
 
Игры для проведения
праздника Масленицы 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Контакты
ForArchiPeople@yandex.ru