Статистика посещаемости
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

postheadericon Блюз черного дрозда

Фрагмент музыкально-публицистической программы

Автор сценария Арнольд Волынцев

 Описание: Посвящается композитору Дюку Эллингтону. Богатая образность его музыки таит в себе огромные возможности ее сценической интерпретации, примером чего служит спектакль «Софистикейтид ледиз» — первая советско-американская постановка, осуществленная в СССР осенью 1988 года. Данный сценарий – фрагмент музыкально-публицистической программы, посвященной жизни и творчеству Дюка Эллингтона. Черный дрозд – центральный образ новеллы – является в негритянском фольклоре одним из символов свободолюбия.

 

      В программе заняты двое ведущих – юноша и девушка и два актера – на роль Эллингтона и для исполнения эпизодических ролей. Может быть так же привлечена танцевальная группа.

      На заднике в середине сцены экран для демонстрации слайдов. Слева фортепиано. Около него столик для актеров. Справа от экрана столик для ведущих. Рядом станок для реквизита, на котором телефон, банджо, монокль, листок нотной бумаги.

      На ведущих направлены световые пистолеты. Во время звучания музыкальных номеров они выключаются, концентрируя внимание зрителей на экранном действии.

      /Звучит фонограмма пьесы Дюка Эллингтона «На блюзовой ноте верхом». Появляются артисты, занимают свои места. На экране слайд: фортепиано, за которым великий маэстро. Он сменяется фотографией оркестра, затем названием программы./

Ведущий: (на  фоне музыки) Добрый вечер, дорогие друзья!

Ведущая: Сегодня мы вам покажем фрагмент сценической новеллы «Блюз черного

                   дрозда». Она посвящена жизни и творчеству одного из крупнейших

                   композиторов  20 века, непревзойденного мастера джаза, негритянского

                   музыканта Дюка Эллингтона.

      /На экран проецируется слайд с портретом композитора./

Ведущий: Эдвард Кеннеди Эллингтон, известный в мире джаза под прозвищем Дюк,

                  родился в 1899 году в Вашингтоне, умер в 1974 году в Нью-Йорке. Это

                  удивительная личность. Мало того, что он был разносторонним маэстро-

                  пианистом, композитором, аранжировщиком, руководителем оркестра, он был

                   еще поэтом, драматургом, актером, режиссером, замечательным конферансье.

                  А начинал свою творческую деятельность как художник, учась в школе

                   прикладного искусства.

Ведущая: Будучи школьником, будущий автор «Искушенной леди» не отличался, однако,

                  прилежанием.

       /Актер, исполняющий роль Эллингтона, делает резкое движение рукой, и на экране тотчас появляется изображение раскрытой книги, в которую воткнута школьная ручка. Как ни в чем не бывало актер выстукивает на крышке стола ритм рэг-тайма./

Второй актер: (подходит к Эллингтону) Мальчик, из тебя не выйдет ничего путного. Уж

                          ты поверь мне, учителю физики! (Садится на место).

Ведущий: Из Эллингтона вышел всемирно известный музыкант. Когда композитору

                  исполнилось 75 лет, о нем был снят фильм, который демонстрировался в здании

                 Организации Объединенных Наций.

Ведущая: Как иногда могут ошибаться преподаватели физики!

       /На экране слайд из жизни Гарлема./

Ведущий: В начале двадцатых годов цветной район Нью-Йорка – Гарлем заявил о себе

                   как столица негритянской культуры. Отовсюду стекались в него поэты,

                    художники, музыканты. В 1923 году приехал сюда и Дюк Эллингтон с

                   несколькими своими вашингтонскими друзьями. Вскоре они и их музыка

                   растворились в джазовой сутолоке гарлемских улиц.

      /Звучит фонограмма пьесы «Высади меня в Гарлеме», иллюстрируемая танцевальной группой или слайдами из жизни Гарлема./

Ведущий: Уже в тридцатые годы творчеством Эллингтона восхищались такие

                  музыканты, как Леопольд  Стоковский, Артур Отигер, Френсис Пуленк. В то же

                  время были люди, которые не принимали его музыки.  Одни – потому что не

                  считали творчество композитора характерным для джаза. А другие – потому

                  что вообще не признавали джаз.

      /На экране афиши популярных джаз-оркестров 30-х годов./

Ведущая: Был в тридцатые годы такой музыкальный педагог – Артур Крэмин. Однажды

                  на симпозиуме в «Нью-Йорк мюзишн секл» он разразился пространной речью,

                  смысл которой сводился к тому, что именно джаз виноват в том разложении

                  нравов, которое, по мнению Крэмина, охватило сейчас Америку.

      /Ведущий подает Второму актеру монокль./

Второй актер: (выходит на авансцену) Я, если хотите, специальный эксперимент провел.

                         В одну квартиру привели двух незнакомых молодых людей – юношу и

                         девушку. А за стеной стали заводить музыку. И что вы думаете? Пока

                          проигрывали записи симфонической музыки, молодые люди чувствовали

                          себя отчужденно. А как только стали звучать эти ваши собачьи блюзы, эти

                          ваши Лансфорды, эти ваши Гудманы, эти ваши Эллингтоны, между ними

                          стало наблюдаться некоторое сближение. Представляете, до чего могло

                          дойти? К счастью, я это вовремя прекратил!

Ведущий: На следующий день Дюк Эллингтон и трубач Артур Ветсол повторили данный

                   эксперимент, только музыку поменяли местами. Сначала звучала музыка

                   джазовая, а затем симфоническая. Результат оказался тем же самым…

Ведущая: В отличие от Артура Крэмина мы за ту музыку, которая сближает людей. В

                  частности, за музыку Дюка Эллингтона.

      /Звучит фонограмма пьесы «Настроение «индиго», она может быть решена как цветовая музыкальная композиция, как танцевальный номер или как слайд-фильм. После окончания номера высвечивается актер, исполняющий роль Эллингтона. Перед ним телефон и листок нотной бумаги./

Эллингтон: (отрывается от нот) Закончу партию саксофонов – и хватит, устал

                      чертовски. Гарлему сколько ни посвящай пьес – все мало. В нем все

                      примечательно: улицы, дома, вентиляционные шахты… Хорошо, что впереди

                      свободная неделя, можно будет порисовать. На холсте, наверно, тройной

                      слой пыли. Хорошо бы нарисовать черного дрозда, поющего на кленовой

                       ветке…

      /Звук телефонного звонка/

Эллингтон: Судя по звонку – менеджер.

       (Берет трубку. Разговор с фонограммой.)

Голос: Дюк, это я. Тороплюсь, поэтому сразу к делу. Звонили из Калифорнии – на неделю

             свободно варьете «Трокадеро». Они хотели пригласить местный театр, но он на

              гастролях. Думаю, можно соглашаться – хорошо платят.

Эллингтон: Конечно.

Голос: Все. Заказываю билеты. Вылетаем завтра.

Эллингтон: (кладет трубку) Как не согласиться – деньги нужны.  Иначе может

                      распасться оркестр. А что я без своих музыкантов? Благодаря им я тотчас

                      могу проверить свои музыкальные  идеи. Я играю на фортепиано, но

                       подлинный мой инструмент – оркестр… Неужели так до конца жизни – 52

                       недели в году без выходных?..

      /И снова телефонный звонок./

Голос: Добрый вечер, Дюк, это Серж Кусевицкий. Звоню не только как поклонник, но и

             как  президент Комитета помощи России в войне. У нас возникла идея – в начале

             следующего года устроить в Карнеги-холл концерт в честь двадцатилетия вашего

              пребывания в Нью-Йорке.

Эллингтон: В Карнеги-холл негритянский джаз! Это невозможно, в муниципалитете на

                     это не согласятся.

Голос: Это как раз их не смущает. Есть другая деталь. Концерт должен быть бенефисом –

             весь сбор должен пойти в фонд нашего Комитета. Вас это не смущает?

Эллингтон: Нет. Я рад возможности помочь замечательной стране.

Голос: В таком случае можно считать, что в принципе мы договорились. О деталях

             созвонимся через несколько дней.

Эллингтон: О кэй.

      /Кладет трубку, задумывается, идет на авансцену. На экране слайд ночного Бродвея. Желтые полосы проблескового маяка. Фонограмма шума проносящихся автомобилей./

Эллингтон: Сколько огней! Кажется, добавь еще одну лампочку – и все взорвется… Ни

                      одно выступление не приносило столько волнений. Серж обеспокоен тем, что

                      концерт будет бесплатным. Разве дело в этом? Есть ответственность

                      художника перед самим собой, перед своим временем. Соблазн денежный,

                      уступка за счет других благ не делают ему чести… Что же все-таки

                      сочинить? Случай уникальный – неизвестно, придется ли еще выступать в

                      Карнеги… Как странно: номер дома моего музыкального офиса – 1619.

                      Первая партия черных невольников была привезена в Соединенные Штаты в

                      1619 году… А что, если…

      /На экране интерьер Карнеги-холл. Звучит фрагмент сюиты «Черное, коричневое и бежевое»./

Ведущий: (на фоне музыки) Да, кульминацией концерта стала пятидесятиминутная сюита

                  «Черное, коричневое и бежевое», воссоздающая историю американских негров.

      /Громкость музыки усиливается. Эллигтон-актер дирижирует. После окончания музыки фонограмма аплодисментов. Повернувшись к Эллингтону, ведущие и актеры тоже аплодируют./

Ведущая: И снова работа – репетиции, выступления, запись на пластинки, сочинение

                   музыки. 52 недели в году без выходных.

      /Эллингтон-актер подходит к фортепиано, на разбросанных листах пишет ноты. На экране афиши концерта оркестра Эллингтона. Звучит фрагмент пьесы «Гармония в Гарлеме», микшируется./

Ведущий: Гарлем продолжать жить своей хлопотливой жизнью. Рядом с афишами

                   выступлений Эллингтона появлялись листовки, требующие освобождения

                  Бенджамина Дей            виса – секретаря Национального административного комитета

                  Компартии США по работе среди негров. Люди обсуждали новости, ходили в

                   церковь. Хозяйки спешили по домам, нагрузив свои сумки на колесиках.

                   Композитор впитывал эту жизнь. И он по-своему откликался на крупные

                   социальные события своего времени.

      /На экране портрет Мартина Лютера Кинга./

Ведущий: Выдающийся негритянский лидер, лауреат Нобелевской премии мира Мартин

                  Лютер Кинг решил  1963 год – юбилейный год отмены рабства – превратить в

                  год смотра сил, борющихся против расизма. Среди мероприятий смотра был

                  грандиозный концерт-митинг на стадионе Эйри Краун в Чикаго. Здесь был

                  показал спектакль «Мой народ», в котором Дюк Эллингтон предстал перед

                  публикой в качестве драматурга, режиссера, композитора и актера

                  одновременно. Центральным номером спектакля была мини-оратория «Кинг

                  выиграл битву в Алабаме».

      /Звучит фонограмма «Кинг выиграл битву в Алабаме». На экране фотографии антирасистского марша в Бирменгеме (см. Библиографию, п.5)/

Эллингтон: (на авансцене)

Кинг выиграл битву в Алабаме.

Кинг возглавил марш в Бирменгеме.

И шеф полицейский по прозвищу Бык,

Который к порядку дубинки привык,

Сказал твердолобым, сжимая кулак:

«На демонстрантов спустите собак!»

Взметнулись вверх дубинки-плети,

Раздался лая залп,

Но вышли вперед чернокожие дети

И псам посмотрели в глаза.

И взглядов детей испугались собаки,

Поджавши хвосты, отступили назад.

А главный кобель, испугавшись ребят,

Пролаял Быку в злобном гневе:

«Они не боятся ни нас, ни тебя.

Ты уверен, что мы в Бирменгеме?»

Кинг выиграл битву в Алабаме.

Кинг выиграл битву в Бирменгеме…

      /Музыка заканчивается. На экране интерьер Карнеги-холл./

Ведущая: У Эллингтона было много памятных концертов. В 1968 году получил

                   приглашение в очередной раз выступить в Карнеги-холл.

      /Звучит фрагмент пьесы «Искушенная леди»./

Эллингтон: Как много знакомых лиц! Неужели прошла уже четверть века с того

                      волнующего дня, когда я впервые выступил в Карнеги? Кажется, это было

                       вчера.

      /Фонограмма шума возбужденной толпы. Голос: «В Менфисе убит Мартин Лютер Кинг» Наплывы красного цвета./

Эллингтон: (в ужасе хватается за голову, выходит на авансцену) Оставшуюся часть

                      концерта мы посвящаем памяти выдающегося лидера.

      /Звучит фрагмент пьесы «Очень печальная история». На экране слайд раненого дрозда./

Эллингтон: Что ж не поешь ты, черный дрозд?..

Кинг выиграл битву в Алабаме.

Кинг выиграл битву в Бирменгеме…

Ведущая: (на фоне музыки) Он долго был в черном настроении. В такой момент и

                   произошла одна встреча. После одного из концертов к музыканту подошла

                   пожилая супружеская пара.

      /Фонограмма уводится. Актер под руку с Ведущей подходит к Эллингтону, некоторое время в нерешительности переминается с ноги на ногу./

Актер: Я хочу пожать вашу руку, Дюк. Мне было восемнадцать лет, когда я впервые

             услышал вашу музыку. Вы играли тогда «Искушенную леди».  Элен эта вещь тоже

             очень понравилась, и мы познакомились. Потом «Искушенную леди» слушала

              наша дочь и сказала, что это помогло ей осознать себя в жизни. А сейчас мы

              пришли на концерт с внучкой, которой, представьте, сегодня исполнилось

              восемнадцать лет.

Эллингтон: В таком случае пойдемте ее поздравим!

      /Уходят за кулисы. Звучит фрагмент пьесы «Лимбо джаз». На экране фотография оркестра. Радужные вспышки света./

Ведущий: Осенней птицей уносились годы, а оркестр Дюка Эллингтона оставался самым

                     постоянным во всей истории джаза. Критики невольно задавали себе вопрос:

                     «В чем причина этой стабильности?» Безусловно, одна из главных причин –

                      возможность творческого роста музыкантов. Но только ли это? Думается,

                      есть еще одна причина – огромная человечность Эллингтона. Вспоминается

                      приезд Эллингтона в нашу страну осенью 1971 года.

      /Фонограмма пьесы «Раскачиваясь в ритме». На экране быстро сменяющиеся фотографии пребывания оркестра Эллингтона в нашей стране./

Ведущая: Не надеясь попасть на концерты в Москве, любители джаза полетели в

                  Ленинград, Киев, Минск. Газеты запестрели заголовками: «Караван прибыл в

                  Москву», «Поезд Эй меняет маршрут». «Оркестром виртуозов» назвала

                   коллектив Эллингтона газета «Правда».

Ведущий: Несмотря на загруженный график гастролей, руководитель оркестра в разных

                   городах дал интервью журналистам.

      /Достает из кармана блокнот, подсаживается к исполнителю главной роли./

Эллингтон: Я давно мечтал посетить вашу страну – страну великих музыкантов, страну

                      космонавтов. Для меня ваша страна примечательна еще тем, что здесь

                      родился Римский-Корсаков – отец современной оркестровки.

      /На экране фотография Эллингтона,  держащего микрофон перед солирующими музыкантами./

Ведущая: Журналисты засыпали Дюка вопросами о музыке, а он отвечал так, что

                   получался разговор о его коллегах. И когда композитор говорил о музыкантах,

                  безмерно покинувших оркестр, в его глазах стояли слезы. Наверное, именно эта

                  человечность и позволила композитору создать произведения глубокого

                  общечеловеческого содержания, не ограниченные национальной психологией,

                   произведения непреходящей ценности.

      /Звучит фонограмма пьесы «Кресчендо в блюзе». Танцевальная группа при свете стробоскопа исполняет джайв. На экране слайд: фото Эллингтона последнего периода жизни, фотографии с концертов его пластинок, снимок поющего черного дрозда./

 Библиография и слайдография

  1. А.Волынцев Дюк Эллингтон. Штрихи к портрету. В сборнике «Музыкальный современник». Выпуск ;. М., «Советский композитор», 1983г.
  2. 2. Л.Герасимова, А.Волынцев. Дюк Эллингтон – актер и музыкант. – «Театр», 1972, №5.
  3. Л.Переверзев. Дюк Эллингтон и его оркестр. – «Музыкальная жизнь», 1971, №22
  4. 4. А.Чегодаев. Искусство США. М., «Искусство», 1960.
  5. 5. Г.Боровик. История одного убийства: повесть-хроника. М., АПН, 1980.

4 комментария на “Блюз черного дрозда”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Контакты
ForArchiPeople@yandex.ru