О КОШКАХ
Познавательно — развлекательное мероприятие для дошкольников.
Программные задачи:
— Создать эмоционально-положительное настроение;
— Использовать положительные эмоции для развития языка;
— Уточнить знания детей о домашних животных – кошках;
— Прививать любовь к животным, бережное отношение к ним, прививать желание заботиться о них;
— Формировать:
- познавательный интерес к животному миру;
- чувство прекрасного, привычки нравственного поведения;
- потребности в творческой деятельности;
- эмоционально-активное восприятие;
- музыкально-ритмическую деятельность через музыкально-эстетические переживания;
— Развивать:
- и обогащать активный словарь детей, память и мышление;
- двигательные навыки;
— Учить детей:
- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным
характером музыки;
- находить и умело использовать богатство оттенков своего голоса;
— Знакомить детей с различными жанрами в литературе и музыке.
/Зал украшен в стиле сказки «Кошкин дом»: портрет кота на стене, сервированный столик, кресла и так далее. Где-то оборудовано место с запасами – кладовка, где стоят корзины, мешки, навалены муляжи овощей и фруктов и так далее, то есть имитация кладовой с запасами. Звучит музыка, на ее фоне дети входят в зал и рассаживаются на свои места, Ведущий-воспитатель начинает рассказ:/
Ведущий: Слушайте, дети:
Жила-была кошка на свете,
Заморская.
Ангорская.
А у этой кошки
На ногах сапожки.
А в ушах сережки.
/ Выходит Кошка-взрослый и демонстрирует свою красоту/
На сапожках —
Лак, лак,
А сережки –
Бряк, бряк.
Платье новое на ней
Стоит тысячу рублей.
/Выходит Кот-взрослый, берет Кошку под руку, прохаживается с ней./
Выйдет кошка на прогулку
Да пройдет по переулку,
Смотрят люди, не дыша:
До чего же хороша!
/Музыка на начало постепенно переходит в музыку для танца Кота и Кошки. Кот и Кошка исполняют танец, в котором Кошка показывает свою элегантность, красоту движений, стройность фигуры, высокомерность.
Примерные движения для танца под музыкальное сопровождение в жанре Танго:
- Кот держит Кошку за талию 2-мя руками, держась немного сзади. Стремительное кружение в паре.
- Шаги вперед и наклон назад. Шаги назад спиной и опять прогнуться.
- «Окошечко».
- Вальсовые повороты в паре.
- Шаги танго боком к зрителю, кошка выполняет прогиб назад.
- Стремительный вальсовый поворот.
- Танго боком к зрителю, продвигаясь в другую сторону, опять Кошка выполняет прогиб.
- Вальсовые повороты в паре, развернувшись лицом к зрителю, держаться за вытянутые в стороны руки друг друга.
- Кошка заворачивается в руку Кота.
- Кошка слегка «падает» прямым корпусом то в одну, то в другую сторону. Кот поддерживает ее, стоя сзади.
- Руки «лодочкой». Лицом друг к другу. То шаги навстречу друг другу, сближаясь в правую сторону и опять отходя друг от друга, то шаги навстречу друг другу, сближаясь в левую сторону и опять отходят друг от друга.
- Кот становится на колено. Кошка обходит вокруг него, держась за его поднятую вверх руку, и садится к нему на колено.
После танца Кошка уходит, ее провожает Кот, затем берет метлу и подметает. Опять звучит музыка начала сценария. Одновременно ведущий произносит текст./
Ведущий: Жила она не так, как другие кошки,
Спала не на рогожке,
А в уютной спаленке
На кроватке маленькой,
Укрывалась алым
Теплым одеялом.
Был у кошки новый дом.
Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
/Кот подметает. Появляются Котята-дети, поют жалобно Песенку Котят:
Тетя, тетя кошка!
Выгляни в окошко.
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!
Музыка стихает./
Кот: Кто там стучится у ворот?
Я – кошкин дворник, старый кот!
Котята: Мы кошкины племянники!
Кот: Вот я вам дам на пряники!
У нас племянников не счесть.
И всем охота пить и есть!
Котята: Скажи ты нашей тетке
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели…
Скажи своей хозяйке!..
Кот: Пошли вы, попрошайки!
/Звучит музыка, под которую Кот прогоняет Котят. Котята убегают, а Кот вновь подметает. Тут выходит Кошка. Постепенно музыка смолкает./
Кошка: С кем говорил ты, старый кот.
Привратник мой, Василий?
Кот: Котята были у ворот –
Поесть они просили.
Кошка: Какой позор! Была сама
Котенком я когда-то.
Тогда в соседние дома
Не лазили котята.
Чего они от нас хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!
Нет от племянничков житья,
Топить их в речке надо!
Ведущий: Стойте, стойте, так нельзя! Чем вы лучше этих котят?
Кошка: (возмущенно) Я? Я из семьи заморской.
Мой прадед – кот Ангорский!
Ведущий: Уважаемая Кошка, а вы не слишком высокого мнения о себе?
Кошка: Ха! Разве можно каких-то там облезлых котят сравнивать со мной, такой
красавицей!
Ведущий: Можно. Да еще не известно, кто из вас лучше?
Кошка: Что? Как так?
Ведущий: А вот мы вам попробуем сейчас это доказать.
/Кошка садится в кресло с надменным видом. Ведущий обращается к детям:/
Как выглядит кошка?
/Дети отвечают. Ведущий обобщает их ответы./
Да. У всех кошек есть усы, лапы, ушки, хвостик. /С этой целью можно использовать иллюстрацию , макет или мягкую игрушку кошки./ Все они покрыты шерстью. Только вот шерсть у них разная: есть длинная, пушистая, как у этой кошки, а есть кошки гладкошерстные, как эта. И цвет шерсти у них разный. Какого цвета кошки на картинках?
/Дети отвечают. Затем дети исполняют танец кошек. Движения танцоров передают характер кошки, ее гибкость и пластичность, ее привычки. После танца Ведущий продолжает рассказ./
Ведущий: Давным-давно человек приручил собаку. Зачем, как вы думаете? — Чтобы она охраняла дом и хозяйство, чтобы ходить с ней на охоту.
Давным-давно человек приручил корову. Что дает корова человеку? – Молоко, мясо.
А от овцы, что человек получает? – Шерсть, молоко, мясо.
А для чего человеку нужна была лошадь? Давным-давно, когда человек приручал лошадь, не было еще машин, а на лошади можно было ездить, возить грузы.
Так вот. Когда человек приручал собаку или осла, он знал, для чего они ему нужны.
А вот кошку человек не приручал, потому что она ему была не нужна. На ней можно возить тяжести? – Нет. А молоко кошка дает? – Нет. А кататься на ней можно? – Нет.
Вот и не знал человек, для чего нужен такой зверь – кошка.
Но вот стал человек заготавливать разные запасы еды и складывать в кладовки. Что он складывал? – Зерно, сыр, сало, масло, мясо, овощи и фрукты… И вдруг стал человек замечать, что его запасы воруют. Кто, как вы думаете? Попробуйте отгадать загадку:
В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка)
Да. Мыши стали воровать запасы людей. Раньше мышей было мало. Но вот они заметили, что у человека в кладовых жить тепло, сухо и есть чем поживиться, а в лесу и в поле жить трудно. И стали мыши переселяться к человеку поближе и воровать его запасы.
/Сценка-пантомима «Мыши»: звучит музыка, по одному друг за другом бесконечной вереницей дети в костюмах мышек входят в зал, взяв что-нибудь из горки запасов, уходят. Для этого достаточно 4-5 детей, которые будут входить, что-то брать, уносить, а затем опять возвращаться и опять что-либо прихватив, уходить и вновь возвращаться, пока не перетаскают все запасы./
Ведущий: Вот видите, что делается. Работает, работает человек в поле, выращивает зерно, овощи, а мыши – бездельники все грызут и портят.
/Проводится игра «Мышеловка./
Ведущий: Мышки умеют избегать мышеловок. Что делать человеку? Вот тут-то ему и пригодилась кошка. Почему? – Она умела ловить мышей.
В лесу кошке ловить мышей трудно. Они там в траве прячутся. А вот в кладовке – легко. Найдет кошка мышиную норку, сядет возле нее и ждет. Только мышка выбежит, чтобы зерна покушать, а кошка ее – хвать, не воруй!
Вот и получилось, что кошка сама пришла жить к человеку, и многие ученые склонны думать, что не человек приручил кошку, а она его.
Кошка: Все это очень интересно, но по-моему, пора поиграть.
/Игра «Кот и мыши». Ведущий проводит игру.
Для игры из детей выбирается один водящий — кот. Остальные дети — мыши. Для кота ставится стульчик на который он садится и «спит». Со всех сторон аккуратно к нему на цыпочках подкрадываются мыши со словами:
Кот спит.
Кот храпит.
Мы сейчас его разбудим
И посмотрим что же будет. (громо выкриквают)
Пиии!!!
Кот просыпается и гоняется за мышами, стараясь их осалить. Мыши разбегаются в разные стороны. Дисциплинирующим моментом в этой игре является музыкальное сопровождение. Музыка начинает играть с мышиным «ПИ» и через некоторое время заканчивается. С окончанием музыки прекращается беготня детей: кот садится на стульчик и «засыпает», осаленные дети — на свои места, а остальные мыши вновь группируются в отдалении от кота, и игра начинается заново.
После игры Кошка подходит к Ведущему. Начинается сценка-диалог о кошачьих способностях./
Ведущий: А теперь мы поговорим о кошачьих способностях.
У кошки хороший слух. У нее не просто ушки, а очень подвижные ушки. Она их свободно поворачивает в разные стороны: туда-сюда, туда-сюда…
Кошка: Да, да…
Ведущий: Но кошка обладает удивительной способностью – она слышит только то, что ей надо. А на неинтересные для нее звуки, она не реагирует. Так она может услышать тихие шаги мыши, и не проснуться от выстрела.
Кошка: Да, будешь прислушиваться к разным звукам, чего доброго и мышь-то пропустишь.
Ведущий: А нюх у кошек неважный.
Кошка: Что я собака? Я не хожу по следу, я в засаде сижу. Мне слух важнее.
Ведущий: Кошки – чистюли. Они постоянно вылизывают себя, но не потому, что ждут гостей.
Кошка: Конечно, какие глупости, кто это только придумал! Чистота для меня – вопрос жизни! Надо, чтобы чуткие мыши не только меня не увидели, но и не почуяли! Не поймаю – не съем! Не съем – умру с голоду!
Ведущий: Кошка хорошо видит в темноте, но вот плохо различает цвета.
Кошка: Будешь рассматривать всякие цветные картинки, чего доброго мышь упустишь.
Ведущий: Бегают кошки плохо: быстро устают.
Кошка: Испокон веков мы подкрадывались к своей добыче, а не гонялись за ней, как собаки. А убежать я всегда сумею, я по дереву лазить могу и прыгаю в высоту до 3-х метров! Как прыгну!
Ведущий: Кошки имеют свой «кошачий» язык.
Кошка: Да. А как же…
Ведущий: Если кошка мурлычет…
Кошка: Мр-р-р..
Ведущий: Это значит, она довольна. А если кошка тоскливо мяукает…
Кошка: (тоненько) Мя-мя-мя…
Ведущий: Значит, ей одиноко. А еще кошки могут рычать и шипеть.
Кошка: Р-р-р… ш-ш-ш…
Ведущий: Тогда ее лучше оставить в покое. Кошка – страшный зверь, от ее когтей трудно спастись. Но если кошка вам подмигнет, это значит, она доверяет.
А теперь «Кошачье танго».
/Танец «Кошачье танго». Кошка садится в кресло./
Ведущий: Говорят, что кошка и собака – враги. Даже сказки об этом есть. Но все это не так. Кошка и собака могут жить мирно в одной квартире. И всегда кошка сама ищет дружбы с собакой. И если они подружатся, то такие игры затевают…
Вот только кошки любят делать собакам разные мелкие пакости.
Например, на столе в вазе лежат шоколадные конфеты. Кошка возьмет запрыгнет на стол и будет скидывать собаке конфеты одну за другой, пока не скинет все. А потом откуда-нибудь со шкафа будет преспокойно наблюдать, как пес получает взбучку от хозяина за съеденные шоколадные конфеты.
/Сценка «Стыдно ссориться друзьям».
Участвуют четыре ребенка. Один-Рассказчик, два -Собаки и один — Кошка. Для нее нужны декорации домика и костюмы персонажам. Сценка с музыкальным сопровождением. Все участники сценки поют:
Рассказчик: Две собаки громко лают,
Кошку в домик не пускают. (дети изображают, как Кошка хочет пройти к домику, а Собаки преграждают ей путь.)
Собаки: Гав! Гав! Уходи!
Гав! Гав! Не подходи! (Грозят Кошке)
Рассказчик: Кошка рыжая не знает,
Почему с ней не играют. (Кошка обиженно отбегает от Собак)
Кошка: Мяу! Мяу! Обидно мне!
Мяу! Мяу! Пойду к себе! (Кошка отходит в сторону и отворачивается от Собак и зрителей, делает вид, что плачет.)
Рассказчик: Заскучали тут собачки.
Стыдно стало. Кошка плачет! (Собаки изображают грусть, пожимают плечами, качают головами, обхватив головы руками.)
Собаки: Гав! Гав! Не сердись!
Гав! Гав! Ну, помирись! (Подходят к Кошке, протягивают ей руки.)
Гав! Гав! Стыдно злыми быть!
Гав! Гав! Гав! Давай с тобой дружить! (Кошка поворачивается, улыбается и протягивает руки Собакам.)
Все: (взявшись за руки, образовав круг, вприпрыжку движутся по кругу , машут сцепленными руками и поют)
Будем дружно все играть.
Будут хвостики вилять!
Гав! Мяу! Гав! Мяу!
Будут хвостики вилять! (Кланяются)
(Нажми на картинку,что бы посмотреть и сохранить ноты)
Ведущий продолжает рассказ, который сопровождается иллюстрациями/
Ведущий: А еще кошки служат на государственной службе. Да. Например, в Лондоне находится всемирно-известный Британский музей. Ой, и чего там только нет… В нем хранятся разные коллекции по истории, археологии, всяким наукам, а еще там огромная библиотека книг.
Чтобы коварные мыши не портили богатство музея, в охрану официально зачислена «кошачья рота» У них даже есть спецодежда для работы – пышный желтый бант на шее каждой кошки. Им регулярно выплачивается «зарплата» в виде мяса, рыбы и вкусных консервов.
Кошки служат и на почте. Охраняют от мышей и крыс газеты, письма и посылки.
Почти в каждом доме живут кошки. А в деревне так вообще без кошки нельзя.
Мы их любим. Ведь они такие красивые, такие пушистые, мягкие, ласковые и такие важные защитники человека от мышей и крыс.
Недаром кошкам поставлено столько памятников и скульптурных композиций в разных городах мира.
1. Памятник 150-летию изобретения отопительной батареи, установленный у входа на территорию Самарской ГРЭС 19 октября 2005 г.
2. На заводе, производящем виски Famous Grouse в Шотландии, установлен памятник коту Таузеру, который за 24 года поймал 30 тысяч мышей.
3. Памятник кошкам, «отдавшим» свою жизнь ради науки. Санкт-Петербург.
4. Памятник «Коту Елисей» воздвигнут всем котам и кошкам, спасшим город от крыс. Санкт-Петербург.
Но кошки, все-таки, такие беззащитные. Сколько много у нас голодных, бездомных бродячих кошек. А ведь они так хотят, чтобы о них заботились, чтобы их кто-то кормил, расчесывал, а свою работу – ловить мышей – кошка всегда выполняет.
/Сценка «Бездомная кошка» Слова Алексея Дмитриева. Два ребенка произносят текст по ролям. Слова обязательно должны сопровождаться мимикой и жестами:
Однажды я встретил бездомную кошку:
— Как ваши дела?
— Ничего, понемножку… (очень скромно)
— Я слышал, что вы тяжело заболели… (участливо, с заботой, прижимая одну руку к груди)
— Болела. (со вздохом)
— Так значит лежали в постели? (с тревогой)
— Лежала на улице много недель (уточняя, махнув рукой) –
Бездомной мне некуда ставить постель (грустно)
Подумал я: (задумавшись, в раздумье приставив руку к подбородку)
«Странно, что в мире огромном
нет места собакам и кошкам бездомным.»
— Вы слышите, кошка? (решительно, как бы найдя выход из создавшейся ситуации)
Пойдемте со мной –
Темнеет, и значит, пора нам домой! (протягивает руку кошке, она кладет свою руку в протянутую руку и, держась за руки дети обходят круг; одновременно четко произносится текст)
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом. (кланяются и уходят)/
Ведущий: Ребята, а кто расскажет стихи о кошках? А, может быть, кто-то знает загадки про кошек?
/Дети читают стихи и загадывают загадки. см. «Изюминки» сборник «Животные». Затем Ведущий делает выводы./
Ведущий: Вот сколько мы знаем о кошках стихов, и загадки мы все уже отгадали. Теперь о кошке песня.
/Любая песня о кошках./
Ведущий: Теперь мы много знаем о кошках. Мы знаем, что давным-давно кошка жила в лесу и была дикой. Мы знаем, почему кошка пришла к человеку. Почему – Потому, что умела ловить мышей, вот и пришла их ловить. Мы знаем, что у кошки есть свой «кошачий» язык. Если кошка мурлычет – это хорошо? – Да. А если рычит и шипит? –Плохо. Она злится. А кошка с собакой – враги или могут дружить? – Могут дружить. А еще кошки служат на государственной службе. Где? – В музее и на почте. Что они там делают, как они служат? – Ловят мышей. Охраняют все от мышей и крыс.
Ребята, а ведь гордая кошка нас послушала , и все поняла. И у нашей сказки теперь хороший конец:
И идет у нас молва –
Кошка старая жива.
У племянников живет,
Домоседкою слывет.
Уж, какая домоседка!
Из ворот выходит редко,
Ловит в погребе мышей,
Дома нянчит малышей.
/Входят Кот, Кошка и Котята, обнявшись, в руках у них — коробка с мягкими игрушками — кошками./
Поумнел и старый кот.
Он совсем уже не тот.
Днем он ходит на работу,
Темной ночью – на охоту,
Целый вечер напролет
Детям песенки поет.
Скоро вырастут сиротки,
Станут больше старой тетки.
Котята: Хорошо нам вчетвером
С кошкой жить и с котом.
Ведущий: Все хорошо, что хорошо кончается.
Кошка: Спасибо вам за то, что вы мне все объяснили.Примите от меня в благодарность подарки.
/Кот, Кошка и Котята раздают детям мягкие игрушки./