Кис – Мурлыка
Сценарий устного журнала для школьников
/На сцене декорации к сказке «Кошкин дом»: дом, забор, деревья, огромный портрет и др./
Рассказчик: Слушайте, дети:
Жила-была кошка на свете,
Заморская.
Ангорская.
А у этой кошки
На ногах сапожки.
А в ушах сережки.
/Выходит Кошка и демонстрирует свою красоту./
На сапожках –
Лак, лак.
А сережки –
Бряк, бряк.
Платье новое на ней
Стоит тысячу рублей.
Выйдет кошка на прогулку
Да пройдет по переулку,
Смотрят люди, не дыша:
До чего же хороша!
/Кошка уходит./
Жила она не так, как другие кошки,
Спала не на рогожке,
А в уютной спаленке
На кроватке маленькой,
Укрывалась алым
Теплым одеялом.
Был у кошки новый дом.
/Выходит Кот с метлой и подметает./
Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
/Выбегают Котята, стучат и поют жалобную песенку:
Тетя, тетя кошка!
Выгляни в окошко.
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко! /
Кот: Кто там стучится у ворот?
Я – кошкин дворник, старый кот!
Котята: Мы кошкины племянники!
Кот: Вот я вам дам на пряники!
У нас племянников не счесть.
И всем охота пить и есть!
Котята: (То произносят строчки вместе, то по очереди, выкрикивая каждый свою)
Скажи ты нашей тетке
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели…
Скажи своей хозяйке!..
Кот: Пошли вы, попрошайки!
/Прогоняет котят. Котята убегают. Выходит Кошка./
Кошка: С кем говорил ты, старый кот.
Привратник мой, Василий?
Кот: Котята были у ворот –
Поесть они просили.
Кошка: Какой позор! Была сама
Котенком я когда-то.
Тогда в соседние дома
Не лазили котята.
Чего они от нас хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!
Нет от племянничков житья,
Топить их в речке надо!
Рассказчик: (выходя на сцену) Стойте, стойте, так нельзя! Чем вы лучше этих котят?
Кошка: (возмущенно) Я? Я из семьи заморской.
Мой прадед – кот Ангорский!
/Кошка показывает на портрет кота. В это время на сцену выходят 2 Ведущих. Рассказчик уходит. /
Ведущий 1: Уважаемая Кошка, а вы не слишком высокого мнения о себе?
Кошка: Нет! Я знаю себе цену.
Ведущий 2: Сейчас мы вам попробуем кое-что объяснить.
Кошка: (уютно усаживаясь в кресле за столик и, наливая себе чашку чая из самовара) Ну, попробуйте.
Ведущий 1: Ребята, на свете есть много разных кошек: и породистых, и нет. Есть кошки с пушистой длинной шерстью, а есть короткошерстные.
Ведущий 2: И наши обыкновенные уличные кошки ни чуть не хуже прославленных породистых кошек.
/Под музыку весело проходят девочки и проносят большой плакат с надписью «Кошкина родословная. Это 1-я страница журнала./
Ведущий 1: Первая страница журнала «Кошкина родословная».
Ведущий 2: Человек приручил кошку значительно позднее других домашних животных.
Ведущий 1: Да, уже шли по следу и охраняли жилища собаки, уже паслись тучные стада коров, и петухи уже будили по утрам людей, а кошачье мяуканье еще не слышалось рядом с человеком.
Ведущий 2: Когда человек приручал собаку или осла, он знал, что это ему выгодно. От приручения же кошки не было никаких выгод.
Ведущий 1: Зачем же человек приручил кошку? Непонятно.
Ведущий 2: Непонятно настолько, что многие ученые склонны думать: не человек приручил кошку, а наоборот — кошка «приручила человека». Она сама выбрала его, решив, что рядом с ним сытнее, теплее и безопаснее.
Ведущий 1: Раньше мышей водилось мало. Но вот человек стал у себя дома устраивать кладовые и заготавливать еду впрок, и тут для мышей появилась возможность добывать себе пищу воровством. Да, было чем поживиться в кладовых человека, и стали мыши быстро размножаться.
Ведущий 2: Вот только теперь пригодилась кошка человеку, потому что умела ловить мышей и тем самым оберегала запасы человека. И делала эту работу, абсолютно себе в удовольствие.
Ведущий 1: Но откуда же взялась кошка?
/Под музыку проходят через сцену девочки, пронося следующую страницу журнала «Кошкина родина»/
Ведущий 2: Об этом вторая страница журнала «Кошкина родина».
Ведущий 1: У нас в России основательно прижилась кошка только в 17 веке. Но где же до этого времени она скрывалась?
Ведущий 2: А она вовсе и не скрывалась, а привольно жила в Древнем Египте. Жилось ей там хорошо, даже очень хорошо: в честь кошки устраивались праздники, а за убийство кошки карали смертной казнью.
Ведущий 1: Египтяне считали ее «священным» животным, потому что глаза у кошки светились в темноте. Думали, что она — посланец бога Солнца.
Ведущий 2: Когда кошка умирала, ее хоронили в гробах: кто победнее в деревянных, кто побогаче – в бронзовых и золотых.
Ведущий 1: Но не Египет был ее родиной. Родина кошки – одно из древнейших государств Африки – Нубия.
Ведущий 2: Это была очень богатая страна. Египетские фараоны совершали на нее грабительские набеги. Они вывозили оттуда скот, слоновую кость, золото, а вместе с эти и кошек.
Ведущий 1: Но нубийская кошка вряд ли бы вам сейчас понравилась. Она была не такая, как наши кошки сейчас. Она была длинноногая и с короткой шерстью, а вовсе не пушистая милашка.
Ведущий 2: «Зачем же е тогда вывозили египтяне», — спросите вы. А дело в том, что узнали уже тогда египтяне, для чего нужна кошка. Египет славился своим зерном, и зерно было его основное богатство. Поэтому мыши для египтян были страшнее любого другого врага. Зерно хранили в зернохранилищах. От воров оберегала его стража, а вот от мышей никакая стража помочь не могла.
Ведущий 1: А кошка могла. И заслужила кошка почести и уважение, тем более, что была не только истребителем мышей. До нас дошли изображения кошек в ошейниках во время охоты. Да, и не на мышей, а кошка в Египте была настоящим охотничьим животным. С ней человек в лесу охотился на зверей и птиц. Вот только, как дрессировали египтяне кошек, осталось тайной.
Ведущий 2: Но в дальнейшем кошка утратила охотничьи наклонности такого рода. У нее появились другие более важные дела – началось нашествие крыс.
Ведущий 1: До кошки в борьбе с грызунами помогали человеку ужи, ежи, хорьки, ласки, мангусты, но никто из них не мог противостоять полчищам крыс.
Ведущий 2: Крысы наносили страшный вред человеку. Они поедали его запасы продуктов питания, портили мебель, строения.
Ведущий 1: Крысы едят все. Они могут грызть доски и прогрызть металл, съедают даже электроизоляцию. Однажды Нью-Йорк был погружен во тьму, потому что крысы сгрызли свинцовую обмотку и устроили короткое замыкание.
Ведущий 2: Кроме того, крысы разносили болезни: тиф, бешенство, чуму и др. Специалисты подсчитали, что от тифа погибло 200 млн. человек, а от чумы погибло больше людей, чем во всех войнах когда-либо происходивших.
Ведущий 1: Как только человек не боролся с крысами: и ядами, и ловушками, но ничего не помогало.
Ведущий 2: К счастью, у человека есть надежный союзник в этой борьбе – кошка.
Ведущий 1: И стал человек расселять кошек повсюду, потому что везде они были нужны. И этот африканский зверек попал и к нам.
Ведущий 2: Кошка отучилась от охоты на зверей и птиц и стала исключительно истребителем грызунов. Стала такой, какой мы ее знаем.
Ведущий 1: А действительно ли мы знаем кошку?
/Две девочки под музыку проносят через сцену новый яркий плакат с надписью — названием следующей страницы журнала – «Загадочная мурлыка»./
Ведущий 2: Об этом следующая страница журнала «Загадочная мурлыка».
Ведущий 1: С кошкой связано много суеверий. Говорят, что 3-х цветные кошки приносят счастье, а если черный кот дорогу перебежал – жди беды. Даже в сказках ведьмы в кошек превращаются.
Ведущий 2: А все это потому, что мы мало знаем про кошек.
Ведущий 2: Однажды известного писателя и драматурга Евгения Шварца спросили: почему вот так получается – собака полезное животное, но живет в будке, терпит холод, ее держат на цепи, а кошка живет припеваючи, спит на постели хозяина? «Кошка умеет себя поставить», — ответил он.
Ведущий 1: Это шутливый ответ, но в нем есть доля правды. Точнее, кошка как бы поставила условия человеку: я буду жить с тобою рядом, буду помогать бороться с грызунами, но ты не вмешивайся в мою жизнь, не подсматривай за мной.
Ведущий 2: Но люди все-таки сумели открыть многие ее тайны. От этом в шестой страничке журнала «Муркины способности».
/ Пробегают девочки, пронося страницу, Ведущие уходят, и выходят участники сценки: два ребенка — ведущих и ребенок в костюме кошки./
1: У кошки отличный слух. Но она обладает удивительной способностью – она слышит только то, что ей надо. Так она может услышать шаги мыши, но ее может не разбудить даже выстрел.
Кошка: Да, будешь прислушиваться к разным звукам, чего доброго и мышь-то не услышишь.
2: А нюх у кошек неважный.
Кошка: Я не хожу по следу, как собака, а сижу в засаде и жду свою добычу. Здесь слух важнее.
1: Кошка предельно чистоплотна и постоянно вылизывает себя, но не потому что ждет гостей.
Кошка: Конечно, какие глупости, кто только это придумал! Чистота для меня – вопрос жизни! Надо, чтобы чуткие мыши не только меня не увидели, не услышали, но и не почуяли. Не поймаю – не съем!
2: В темноте кошка видит в 5 раз лучше человека, но хуже различает цвета.
Кошка: Будешь рассматривать всякие картинки, чего доброго мышь пропустишь.
1: Бегают кошки плохо: быстро устают.
Кошка: Испокон веков мы подкрадывались к своей добыче, а не гонялись за ней, как собаки. А убежать я всегда сумею. И прыгаю я в высоту до 3-х метров, и высоты не боюсь, лажу, цепляясь когтями, и на дереве сидеть умею.
2: Кошки имеют свой «кошачий» язык. Что может сказать обыкновенный кошачий хвост?
Кошка: Если он беспокойно двигается справа-налево – животное недовольно. У миролюбиво настроенной кошки хвост всегда завернут вокруг ее тела – лежит она или сидит.
1: А знаете ли вы, что кошки могут издавать 16 различных звуков?
Кошка: Если кошка чувствует себя одинокой, то издает тоскливые звуки. А если кошка мурлычет – значит, она довольна и благодарит. Но мурлыканье бывает и грозным.
2: Тогда лучше мурке не досаждать.
Кошка: А если она вам подмигнет, значит, доверяет.
1: Кошки очень привязаны к дому.
2: Да, в подтверждение этому можно привести много примеров.
Кошка: Например, у нас в России был такой случай с кошкой Мусей. Ее принесли в московскую ветеринарную больницу в таком состоянии, что даже видавшие виды врачи, поразились. Она была крайне изнурена, подушечки лап сильно стерты, пальцы воспалены, а когти выпали и сломались. А ведь 4 месяца назад, когда Муся отправилась со своими хозяевами во Владимирскую область, все было в порядке. Не знала Муся, что хозяева решили подарить ее своим родственникам. Муся исчезла через 3 дня после отъезда хозяев, а через 98 дней, прошагав 250 км, она очутилась у дверей московской квартиры.
1: Мусю, конечно же, вылечили. Но не забывайте, ребята, что с кошкой нельзя обращаться, как с вещью, она живая.
/Участники сценки уходят. Звучит музыка, под которую вновь проносится страница журнала «Как кошка с собакой», и выходят Ведущие журнала./
Ведущий 1: Говорят, что кошка и собака – враги. Даже сказки об этом есть. Но все это не так. Кошка с собакой могут мирно жить в одной квартире. И всегда кошка сама ищет дружбы с собакой. И если они подружатся, то такие игры затевают…
Ведущий 2: Но бывает и так, что собака с кошкой враждуют. А все из-за хозяина. Посудите сами: человек чаще гладит кошку, берет ее на руки, даже спать с собой укладывает, а собаке это запрещено. И тогда собаке кажется, что кошку любят больше, чем собаку, хозяева, и злится собака за это на кошку. Так что, если завели вы у себя кошку, и собаку, будьте внимательны к ним одинаково, тогда будут дружить ваши питомцы между собой.
/Девочки под музыку проносят следующую страницу журнала «Кошки на государственной службе»./
Ведущий 1: Про служебных собак всем известно. Но вот где и как могут служить кошки?
Ведущий 2: Да, например, в музее. В Лондоне находится всемирно известный Британский музей. В нем хранятся богатейшие коллекции по истории, археологии, искусству.… Кроме того, в нем одна из лучших библиотек мира.
Ведущий 1: Чтобы мыши не портили замечательные коллекции, в штат музея официально зачислена «кошачья рота». Чтобы кошек не трогали посетители – у них есть спецодежда. На шее каждой служащей кошки повязан желтый бант.
Ведущий 2: Служат кошки и на почте. Им регулярно выписывается «зарплата». Конечно же, они не почтальоны и не разносят писем и газет. Но работы у них хватает. Они охраняют почтовые отправления от мышей и крыс.Вы скажете, что можно поставить мышеловки и травить их ядами, вот и кошка не нужна. Но не тут-то было. Мыши и крысы умеют не попадаться в ловушки, и даже самые сильные яды им не страшны.
/Девочки вновь проносят страницу журнала «Памятники кошкам»./
Ведущий 1: «Памятники кошкам».
/Девочки выносят по очереди фотографии памятников, а ведущие дают информацию о них./
Ведущий 1: Вот и все, что мы хотели вам рассказать.
/Ведущие уходят. Выходит Рассказчик./
Рассказчик: Ребята, а ведь гордая кошка нас послушала и все поняла. Теперь у нашей сказки другой конец:
И идет у нас молва –
Кошка старая жива.
У племянников живет,
Домоседкою слывет.
Уж, какая домоседка!
Из ворот выходит редко,
Ловит в погребе мышей,
Дома нянчит малышей.
/Выходят Кошка, Котята и Кот./
Поумнел и старый кот.
Он совсем уже не тот.
Днем он ходит на работу,
Темной ночью – на охоту,
Целый вечер напролет
Детям песенки поет.
Скоро вырастут сиротки,
Станут больше старой тетки.
Котята: Хорошо нам вчетвером
С кошкой жить и с котом.
Рассказчик: Что ж, ребята, мы очень рады, что сказка так хорошо кончилась.
/Артисты кланяются и уходят со сцены./
Отличный сценарий!Поставила его на школьной сцене. Все в восторге. Спасибо автору! Сценарий действительно применим. Сразу видно писался практиком, а не взят с потолка.