Статистика посещаемости
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

postheadericon Игры — «Затевайки»

     Игры — «Затевайки»  —  игровые упражнения, способствующие развитию мелкой моторики  рук и ног, чувства ритма, памяти, внимания, координации движений, умения ориентироваться в пространстве, правильного темпа и ритма речи. Их особенность – в обязательном использовании предметов. Зачастую знакомые предметы в этих играх используются не по прямому своему предназначению, поэтому и раздел носит название игры — «Затевайки» от слова «затевать».

**************************************************************************************************************

Морковка

      Для выполнения данного упражнения понадобится обыкновенный корнеплод – морковь. Это может быть самая настоящая морковь, муляж, игрушка или поделка. Ребенок держит пальцами обеих рук морковь с узкой ее части – с «носика» (так названа эта часть моркови в стихотворении). Произнося первые две строчки стихотворения, ребенок, перебирая пальцами,  продвигается с узкого конца к верхнему – утолщенному —  «хвостику». Держа морковь только пальцами левой руки, произносит третью строчку стихотворения и указательным пальцем правой руки обводит кружок по толстому кончику моркови, показывая круг, а затем указательным пальцем правой руки трогает острый кончик. Произнося последнюю строчку, перебирая пальцами обеих рук по моркови, продвигается с утолщенного кончика моркови к тонкому, то есть к исходной позиции, которая была в начале упражнения.  Упражнение повторяется, но движения  на текст третьей строчки выполняет указательным пальцем левой руки, держа морковь пальцами правой.

      Если вы не просто помыли морковь, а и почистили ее, то затем ребенок может эту морковку съесть.

      Это упражнение может служить и развивающим моментом для ребенка, когда мама занята приготовлением обеда. Почистите морковь, поиграйте с ней и используйте для приготовления блюд. К стати, если вы пользуйтесь механической овощерезкой, можете предложить ребенку порезать эту морковь с помощью нее. Это так же является дополнительным упражнениям для развития рук малыша.

Вся от носа до хвоста

Я морковка – красота.

Хвостик круглый, носик узкий

Очень сладкий, очень хрусткий.

                            (М. Клокова)

      Побеседуйте с ребенком о том, для приготовления каких блюд используется морковь, о ее форме и цвете, посчитайте, сколько морковок вы использовали для приготовления обеда сегодня, сколько еще осталось про запас, нарисуйте морковь, найдите ее на картинках в книжках, выучите про нее загадки.

**************************************************************************************************************

Ресторан

Для многих детей игра с крупой – любимое занятие. Для этой игры вам понадобится крупа (одного или нескольких видов), разные мерные ложечки и стаканчики (от молочной смеси, сиропов и других жидких лекарств, а так же подойдут  одноразовые пластмассовые ложечки), набор детской посуды или разнообразные пластиковые баночки, мисочки, контейнеры (можно из-под йогуртов, творожков, сырков, мороженного). Подойдут подставки для яиц, формочки для льда, контейнеры (решетки) для куриных и перепелиных яиц пластиковые и картонные.

Разложите все эти сокровища перед ребенком. Достаточно будет сказать: «Давай готовить обед для куклы.» Что и как делать, как правило, малыш придумывает сам. Он будет пересыпать крупу из одной емкости в другую: то пальцами, то разными ложечками, то с помощью стаканчиков. Если вы дадите несколько видов круп, он сам решит их перемешивать. А если вы добавите к крупам пластилин, то малыш будет фантазировать сразу с двумя видами материалов: крупами и пластилином.  

В дальнейшем в качестве завязки для игры выучите с ребенком слова:

Ресторан для куклы Маши.

Мы накормим куклу нашу.

Мы наварим вкусной каши.

Кушай кашу, кукла Маша.

Ресторан – не шутка.

Приходи, Мишутка,

Приходите все, игрушки.

Испечем для вас ватрушки.

(автор Громова О. Н.)

Это очень простые рифмованные строки, которые ребенок должен сказать после того, как рассадит игрушки в своем ресторане и перед тем, как начнет их «кормить».

Не стоит пренебрегать такой стихотворной завязкой к игре. Она правильно настроит ребенка на игру, будет способствовать развитию речи, памяти, воображения, обогащению словарного запаса. Можно использовать как все строки стихотворения, так и некоторые из них на ваш выбор.

Первое время играйте вместе с малышом, а затем позвольте ему играть самостоятельно. Конечно же, вы должны быть готовы к уборке после таких игр.

**************************************************************************************************************

Крупяная подружка

Для игры понадобится силиконовая форма для кексов, баночки с разной крупой. Баночек с крупой должно быть столько, сколько пар ячеек в вашей форме для кексов.

В один ряд ячеек формы мама должна сама насыпать разную крупу, а в другой ряд насыпать крупу должен ребенок. В соседнюю ячейку с гречкой ему нужно насыпать именно гречку, в соседнюю ячейку с пшеном – пшено и так далее. То есть, малыш должен найти каждому виду крупы одноименную – «подружку».

Вместо силиконовой формы для кексов используйте подставки для яиц, контейнеры для яиц, формы для льда.

Завязкой к игре послужат слова:

Плохо на свете жить одному.

Для каждой крупы я подружку найду.

Будете рядом с подружкой стоять.

Будете парами вместе гулять.

(автор Громова О. Н.)

Побеседуйте с ребенком о дружбе, объясните понятие «пара». Это упражнение можно использовать и для тренировки счета. Считать можно ячейки, а затем пары ячеек, а потом перейти к умножению на 2. Кроме того, использование разных круп обогатит словарный запас малыша своими названиями, научит их различать.

**************************************************************************************************************

Каша

Для этого игрового упражнения вам потребуется любая крупа в баночке и такая же пустая баночка.

Ребенок читает стихотворение «То-то горе наше!» (Елена Благинина) и на каждую строку пересыпает крупу из одной баночки в другую и обратно. В конце стихотворения малыш должен ложечкой помешать крупу в баночке.

Мы варили суп, суп

Из перловых круп, круп.

Получилась каша.

То-то горе наше.

Варианты игры:

1)      Возьмите 2 (3, 4) вида крупы. Каждый вид крупы должен быть насыпан в свою баночку, плюс пустая баночка для смешивания круп. Произнося стихотворные строки, ребенок пересыпает крупу из отдельных баночек в одну общую, а затем перемешивает крупы в одной банке.

2)      Ребенок должен пересыпать крупу не банкой в банку, а с помощью ложки. Получится, что на каждую строку стихотворения ребенок должен зачерпнуть ложечку какого-либо одного вида крупу и высыпать в общую баночку. К концу четверостишия все четыре вида крупы (каждой по одной ложечке) окажутся в банке. Ребенок их перемешает. Затем упражнение повторяется любое количество раз. Каждый раз ребенок читает стихотворение сначала и насыпает по четыре ложечки крупы в банку, а затем эту крупу перемешивает.

После игры этой крупой можно покормить птиц на прогулке или заготовить такую крупяную смесь для подкормки птиц в зимнее время года (для кормушки).

Многие крупы отлично сочетаются в каше. Сварите после игры из их смеси кашу «Дружба».

**************************************************************************************************************

Тройки

Это игровое упражнение из разряда игр с крупой. Для него вам понадобится селиконовая форма для кексов, в которой ячейки расположены в три ряда, или одинаковые подставки для яиц, или одинаковые баночки. Главное, чтобы их количество было кратно трем. В них ребенок будет насыпать крупу из больших емкостей. Крупы должно быть несколько видов, но для начала будет достаточно и двух видов.

Напевая детский вариант «Песни ямщика» о тройке коней, малыш будет насыпать маленькие емкости до верху ложечкой и ровнять их пальчиками, представляя, что каждая маленькая баночка (ячейка формы) – «лошадка» для «тройки».

Запрягу  свою я тройку.

Тройку борзых лошадей.

И помчусь я, и  поеду

Прямо к любушке своей.

Расчешу хвосты и гривы

Тройке борзых лошадей

И помчусь я, и поеду

Прямо к любушке своей.

По привычке кони знают,

Где красавица живет,

Снег копытами взбивая,

Сани вихрем мчат вперед.

Когда работа будет окончена, посмотрите: сколько «троек» получилось, какие в них «лошадки». Обсудите это с ребенком. Например, одна «тройка» получилась из двух «гнедых лошадок» (гречка) и одной белогривой (рис) в середине; две «тройки» — одинаковые, и лошадки в них тоже одинаковые – все златогривые (пшено) и так далее.

Потренируйте с детьми счет до трех, считая «лошадок» в «тройках», не забудьте о составе числа три: 2+1=3  1+2=3  1+1+1=3. Возможно, ваш ребенок уже готов к изучению таблицы умножения на 3. Данное упражнение – хороший способ это выяснить.

Уместной будет беседа о русской тройке и даже о породах лошадей.

**************************************************************************************************************

Упражнение с карандашом

       /Положить карандаш между ладонями и катать его от запястья до кончиков пальцев. Ладони и пальцы должны быть выпрямлены и напряжены. Карандаш можно катать и по столу одной рукой или двумя руками одновременно, а так же катать 2 карандаша двумя руками одновременно по столу. Вместо карандаша можно использовать кисточку или ручку, в зависимости от того,  чем ребенок работал. Наверняка, с радостью ваш ребенок откликнется на предложение покатать карандаш вместе, положив его между ладошкой мамы и ладошкой малыша./

 Только что я рисовал(а),

Карандаш в руке держал(а),

А теперь своим рукам

Небольшой я отдых дам.

Карандаш в руках катаю –

Свои руки (пальцы) развиваю.

(автор Громова О. Н.)

**************************************************************************************************************

Подъемный кран

      Возьмите прочную палку. По центру привяжите к ней прочную и достаточно длинную веревку, а концу веревки привяжите груз.  Крутите кистями рук палку так, чтобы веревка наматывалась на нее. Затем – размотайте веревку. Это упражнение сделайте 10-15 раз. Представляйте, что это подъемный кран работает на стройке: то поднимает, то опускает грузы. Усложнить упражнение можно поворотом корпуса тела или только рук: положить груз то на стол, то на стул, то на пол справа или слева от себя, перед собой. Начинайте с небольшого груза, даже легкого, обращая внимание на скорость наматывания и разматывания веревки, после нескольких дней занятий увеличивайте груз постепенно, доведя его до двух килограммов. Длинна веревки тоже должна увеличиваться постепенно: чем длиннее веревка и тяжелее груз, тем сложнее выполнить это упражнение. Следите за скоростью его выполнения: чем быстрее, тем лучше.

**************************************************************************************************************

Знакомая сказка

 Катился полем колобок,

Катился лесом колобок…

Съесть не сумел его медведь,

Съесть не сумел его и волк.

А лисонька-лиса схитрила

И колобок тот проглотила.

Ам!

(автор Громова О. Н.)

 1 Вариант.  Для начинающих.  Проговаривая текст, катать мяч друг другу.

 2 Вариант.  Сидя за столом, катать небольшой мяч или шар по столу из ладони в ладонь. На

                             последнее слово «Ам!» схватить его двумя руками или одной, если мяч  

                            маленький.

 3 Вариант. На 1-ю строчку катать маленький мяч (шар) правой ладонью на левой ладони по  

                            кругу.

                            На 2-ю строчку — наоборот. Повернуть правую ладонь тыльной стороной к полу,

                             а левой ладонью катать мяч  по кругу на правой ладони.

                           На 3-ю строчку опять катать мяч правой ладонью на левой.

                           На 4-ю строчку катать мяч левой ладонью по правой.

                            На 5-ю и 6-ю строчки повернуть обе ладони ребром к полу и катать мяч  то левой

                            ладонью по тыльной стороне правой, то правой ладонью по тыльной стороне  

                            левой, меняя руки местами, не останавливаясь.

                             На «Ам!» подбросить мяч и поймать двумя руками.

 4 Вариант. Для стопы. Катайте шарик стопой по полу так, чтобы он из-под стопы не  

                           укатился.  На последнее   слово «Ам!»  — схватите шарик пальцами ног и

                           поднимите с пола, подав ногой шарик себе в руку. Вместо шарика можно

                          использовать фломастер или другой катающийся предмет.

  /Перечитайте сказку «Колобок». Выучите песенку Колобка. Попробуйте пересказать сказку по ролям (роль Колобка у ребенка.) /

**************************************************************************************************************

Дождик

/Игра с мячом.  В основе игрового упражнения стихотворение, переведенное с молдавского языка И.Токмаковой./

Дождик, дождик-длинноножка,

Хватит бегать по дорожкам!

/Держа мяч в руках подскоками двигаться по комнате, произнося текст./

Солнце ходит по лугам,

Дождик хлещет по ногам

/Спокойными шагами   покружиться вокруг своей оси./

хворостиной,

чередой,

камышиной,

лебедой,

И ореховым прутом,

И серебряным кнутом.

/На каждое слово ударять мяч об пол и ловить его.\

/ Когда упражнение будет освоено, можно выполнять любое другое движение с мячом, например, подбрасывать его вверх и ловить или, сложнее, подбрасывать его вверх и ловить, хлопнув сначала в ладоши. И так далее./

**************************************************************************************************************

Том и Джерри

       /Дети  стоят в кругу. Чем больше детей участвует в игре, тем она интересней. Одному из детей взрослый дает  мяч (шар, клубок) коричневого цвета, а другому, который стоит от первого через 2 – 3 ребенка, синего. Это мышь Джерри и кот Том. Дети по сигналу взрослого начинают передавать друг другу по кругу оба мяча. Кот пытается догнать мышь. Перед началом игры  или после можно побеседовать с детьми о приключениях героев мультсериала «Том и Джерри». Завязкой к игре может служить текст:

 Том и  Джерри вновь играют:

Ловит мышку синий кот.

Мышонок Джерри убегает,

Котик Том — не отстает.

(автор Громова О. Н.)

      Вместо  Тома и Джерри можно использовать  образы героев из других мультфильмов, например  из мультфильма «Котенок по имени  Гав» — образ котенка   Гав и щенка Шарика,  «Ну, погоди!» – зайца и волка, просто кота и собаки, зайца и лисы и др./

**************************************************************************************************************

Мухомор

       /Это упражнение с плоскими деталями, похоже на аппликацию, только наклеивать ничего не надо. Заранее взрослому необходимо заготовить из картона или цветной бумаги нужные детали  это —  трава, ножка гриба, шляпка гриба, белые пятнышки. Произнося текст, выкладывайте детали на столе, листе цветной бумаги./

Травка есть,

/положить на поверхность стола заготовку травы/

А захочу – то грибок появится.

Вот смотрите:

    Из травы ножка к небу тянется.

/положить ножку от гриба/

А на ножке будет шляпка  

/положить шляпку от гриба/

С пятнышками белыми.

/положить на шляпку пятнышки мухомора/

Скажут: «Это мухомор!» —

Грибники умелые.

(автор Громова О. Н.)

 /Если ребенок легко справляется с этим заданием, то вырежьте детали из самоклеющейся бумаги и предложите наклеить картину./

**************************************************************************************************************

Ромашка

       /Игровое упражнение с плоскими деталями выполняется так же, как «Мухомор». Это более легкий вариант. Сначала положите на стол серединку цветка – кружок желтого цвета, а потом вокруг него выложите белые лепестки – овалы. Посчитайте количество лепестков./ 

 На полянке у реки

Расцвела   милашка.

Называется цветок

Белая ромашка.

Выложить я сам(а) сумею

Нежную картинку:

Положу на стол (на лист) сначала

Цветка серединку,

А вокруг лепестки

Разложу ровнее…

И сколько этих лепестков

Я сосчитать сумею.

(автор Громова О. Н.)

      /Выложите несколько таких цветочков разного размера. Побеседуйте о полевых цветах./

**************************************************************************************************************

Дорожки из пуговиц

      / Поставьте на столе разные предметы: чашку, стакан с карандашами, маленькую игрушку. Выложите вместе с ребенком к каждому из предметов дорожку из пуговиц, разных по цвету или величине. А теперь предложите ему «пройтись» по этим дорожкам двумя пальцами (указательным и средним), как ножками, переступая с пуговицы на пуговицу. При этом можно напевать слова на русскую народную мелодию «Ах, вы сени, мои сени.»:

 Мои пальчики, как ножки.

Я шагаю по дорожке.

     Не собьюсь я с пути,

     До конца смогу дойти.

А дорожка не простая –

Вся из пуговиц, цветная.

     Не собьюсь я с пути,

     До конца смогу дойти.

(автор Громова О. Н.)

 /Научите ребенка выкладывать дорожки разной длины и разной сложности: ровные, волнистые, петляющие, пересекающиеся между собой./

**************************************************************************************************************

Игровое упражнение

с игрушкой-пищалкой

/Для игры понадобится резиновая или мягкая игрушка-пищалка. Чаще всего это игрушки в форме животных и персонажей сказок.

Стоящий или сидящий ребенок держит перед собой игрушку и проговаривает слова сам или его мама, если он еще не разговаривает:/

Тихо (название игрушки, например, заинька) сиди,

Молча на меня гляди.

/Одновременно можно выполнять наклоны головы или повороты корпуса, приседания, слегка пружиня колени. Затем, проговаривая следующие две строчки, ребенок энергично нажимает на животик игрушки, извлекая звук./

 Попищи, мой милый,

Не жалея силы!

(автор Громова О. Н.)

/Чтобы остановить ребенка, увлекшегося пищанием,  мама прикладывает палец к губам , произнося «Тс-с…» Затем упражнение повторяется сначала любое количество раз.  Добивайтесь от малыша соблюдения правил игры. Упражнение подходит для самых маленьких./

**************************************************************************************************************

Акула 

      Для игры понадобится бельевая прищепка. Ею поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев малыша от большого пальца – к мизинцу и опять, начиная с большого пальца – к мизинцу и так далее. Производим «укус» на ударный слог каждого слова стихотворного текста.

У акулы зубы – в три ряда.

Разевает пасть акула без труда.

Не боится зубы акула потерять,

Потому что новые вырастут опять.

(автор Громова О. Н.)

Перед началом игры убедитесь, что прищепка зажимает пальцы малыша достаточно плотно, но не больно. Побеседуйте с ребенком об акулах и других хищных рыбах.

**************************************************************************************************************

Альпинист

      Завяжите на веревке или толстом шнурке несколько узлов на небольшом расстоянии друг от друга (не более 5-и см). Веревку подвесьте. Если нет такой возможности, то держите ее на весу сами, чтобы ребенок мог выполнять игровое задание.  Веревка с узлами должна свисать вертикально.

1) Ребенку нужно произносить текст и «шагать» по узлам снизу вверх указательным и средним пальцами – «альпинист взбирается вверх, на вершину горы»;

2) Ритмично под текст щепотью то правой, то левой руки браться за узлы, продвигаясь вверх.

Во время ветра и в мороз,

В ливень проливной, в жару

Альпинист, взбираясь вверх,

Покоряет высоту.

Слабость, страх, опять презрев,

Скал отвесных не страшится!

Поднимается он вверх –

Достичь вершины он стремится.

(автор Громова О. Н.)

**************************************************************************************************************

Остальные разделы рубрики:

**************************************************************************************************************

Copyright © Громова О.Н., 2001. Все права защищены

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Контакты
ForArchiPeople@yandex.ru