Массаж пальцев ног и стопы
*********************************************************************************************
Жучок и цветок
/Выполнять легкий массаж подошвы стопы малыша, изображая как будто ходит маленький жучок. Для этого стопу малыша нужно держать одной рукой, а выполнять массаж пальцами другой руки от пятки до подушечки под пальцами и обратно – «жучок бегает по цветку». Дело в том, что помимо точек соответствия органам и частям тела на кистях и стопах находятся еще и особые энергетические (базисные) точки. В отличие от первых, они способны оказывать гармонизирующее влияние на весь организм. Энергетические (базисные) точки соответствия Инь– и Ян-поверхности стопы: от точки 1 – на кожной складке между третьим и четвертым пальцами до точки 5 – ниже линии голеностопного сустава, в пяточной области. Стимуляция энергетических точек особенно эффективна при лечении острых вирусных инфекций (гриппа, простуды) и хронических заболеваний. Данный метод также используют в восстановительный период после операций и тяжелых травм. Кроме того, его рекомендуют проводить пожилым людям для повышения иммунитета. /
РИС. Энергетические (базисные) точки соответствия Инь– и Ян– подошвы и поверхности стопы:
На подошве: Точка 1 – на кожной складке между третьим и четвертым пальцами. Точка 5 – ниже линии голеностопного сустава, в пяточной области. Точка 3 – на середине расстояния между точками 1 и 5. Точка 2 – на расстоянии 1/3 от точки 1, в отрезке между точками 1 и 3. Точка 4 – на расстоянии 1/3 от точки 5, в отрезке между точками 3 и 5. Точка 7 – на середине кожной складки у основания большого пальца, на середине расстояния между точками 6 и 8. Точка 6 – у основания первой плюсневой кости, на середине расстояния между точками 5 и 7. Точка 8 – на середине кожной складки у основания первого пальца стопы.
На поверхности: Точка 1 – на середине первого сустава большого пальца. Точка 3 – у основания первой плюсневой кости. Точка 2 – на середине расстояния между точками 1 и 3. Точка 4 – по центру стопы, чуть ниже голеностопного сустава. Точка 6 – на кожной складке между третьим и четвертым пальцами. Точка 5 – на середине расстояния между точками 4 и 6.
Сел жучок на лепесток.
Расхохотался вдруг цветок.
— Что же ты, цветок, хохочешь?
Видно, сбросить меня хочешь?
— Нет,
тебя сбросить не хочу.
Я от щекотки хохочу.
Ты так меня щекочешь,
Что, не желая, захохочешь.
(Громова О.Н.)
**************************************************************************************************************
Уголок природы
/В одной руке держать ступню малыша, а большим пальцем другой руки растирать, выполняя круговые движения, внутреннюю сторону стопы от пятки к большому пальцу и обратно./
Ручеек бежит с горы,
Камни огибая,
А на берегу ручья –
Изгородь живая,
Вся овитая вьюнком
С белыми цветами,
И поет в ней соловей
Летними ночами.
(Громова О.Н.)
/Проведите с ребенком беседу о лете как о времени года, вспомните признаки лета, отличающие его от других времен года, почитайте стихи и рассказы о лете, о природе./
**************************************************************************************************************
Трудолюбивый ослик
/Массировать внутреннюю сторону стопы от пятки к большому пальцу и в обратном направлении круговыми движениями большого пальца правой руки, удерживая стопу при этом левой рукой, и наоборот./
С горки на горку
Вьется тропинка…
По ней я усталый
Шагаю домой.
Сегодня в тележке
Везу муку с рынка,
А на спине –
Флягу с чистой водой.
(Громова О.Н.)
/Это упражнение может служить релаксационным моментом во время познавательной беседы с ребенком об ослах и других домашних животных, об их значении в жизни человека./
**************************************************************************************************************
Пять цыпляток
/Массировать подушечки пальцев на стопе./
Пять цыпляток у наседки.
Что за миленькие детки!
/Массировать по очереди каждый палец ноги, начиная с большого/
Первый сынок – как яичный желток,
Второй сынок – как яичный желток,
Третий сынок – как яичный желток,
Четвертый сынок – как яичный желток,
И пятый сынок – как яичный желток.
/Опять массировать подушечки под пальцами ног/
Эти миленькие детки –
Гордость наседки.
**************************************************************************************************************
Про слона
\Левой рукой, сжатой в кулак, ритмично надавливать под произносимый текст на подушечку стопы ребенка, держа стопу в правой руке и наоборот./
Слон шагает…
Его ноги
Оставляют
Круглый след.
Слон такой большой,
Что может
Обойти пешком
Весь свет.
(Громова О.Н.)
\Проанализируйте вместе с малышом, почему у слона круглый след. Поговорите о слонах, назовите части его тела./
**************************************************************************************************************
Хитрый ежик
/Для массажа можно использовать различные колючие валики или коврики. Сидя, крутить валики ступнями ног или легко наступать на коврики. Так же можно делать пассивный массаж ног, когда кто-то с разной силой нажатия дотрагивается до подошвы массажируемого./
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам.
(П. Воронько)
**************************************************************************************************************
Что же это происходит?
(шутка)
/Кончиками пальцев или всей ладонью наносите легкие прерывистые удары по подошве. Такой массаж можно выполнять и на спине двумя руками одновременно. Это упражнение – вариант массажа — похлопывание/
— Что же это происходит? –
По мне табун коней проходит?!
-Нет. Не кони это.
— Кто же?
Козы бегают, быть может?
— И не козы, и не кони,
Не жирафы и не пони…
— И не лоси бегают?
— Массаж тебе я делаю!
(Громова О.Н.)
/Можно поговорить о копытных животных, о том, почему их так называют, какие из них являются дикими, а какие – домашними./
**************************************************************************************************************
Овечки
/Обхватив стопу ребенка двумя руками, так, чтобы большие пальцы обеих рук были сверху стопы, а остальные – на подошве, массировать ее круговыми движениями больших пальцев рук от пальцев ног к ноге (голеностопному суставу), а затем вокруг лодыжки. Такой массаж не только улучшает циркуляцию крови и лимфы, но и помогает снять отеки./
Шерсть овечки – как колечки.
С завитками все овечки.
Ходят по лугу красуются,
Отражением любуются.
Шерсть нежна и шелковиста,
Словно, только от стилиста
Вышла каждая овечка.
Служит зеркалом им речка.
(Громова О.Н.)
/Будет уместна беседа о домашних животных, и о том, какую пользу приносят они людям. Объясните ребенку понятия «животноводство», «звероферма», «стадо»…/
**************************************************************************************************************
Маленькие ножки
/ Выполнять любой массаж ног./
Маленькие ножки,
Маленькие ножки
По полу ходили
На себе (Имя ребенка, например, Алешу) день-деньской носили,
Топали, скакали, бегали, шагали,
На себе (имя ребенка, например, Алешу) день-деньской держали.
Маленькие ножки,
Маленькие ножки
Отдохнут немножко,
Совсем чуть-чуть полежат, отдохнут.
Вскочат и быстро опять побегут.
(Громова О.Н.)
***********************************************************************************************
Как сварить кашу?
Массаж рук и ног
/Для игры понадобится глубокая посуда, наполненная гречневой крупой. Ребенок, проговаривая слова, должен возиться в крупе: мять, перемешивать, зачерпывать горстями и так далее, как можно глубже запуская в нее руки. Таким образом упражнение превращается в массаж рук крупой. Точно так же можно помассировать и ноги: закапываться пальцами ног в крупу, стараться как можно глубже запустить ноги в крупу, раскапывая проход- туннель пальцами ног, перемешивать крупу на поверхности , высыпать крупу из посуды на пол, зачерпывая пальцами ног, насыпать одной ногой на другую ногу крупу и потирать крупой одной ногой другую ногу и так далее./
Гречку мыли, гречку мяли.
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.
(Литовская народная песенка
В обработке Ю.Григорьева)
***********************************************************************************************
Другие разделы игрового массажа:
- Массаж пальцев рук и ладони
- Массаж тела
- Массаж с использованием массажеров
- Книги о массаже
- Веселый массаж — статья о массаже
*****************************************************************************************************
Остальные разделы рубрики:
- Значение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук и ног
- Игры в ладошки со словами
- Игры «Цапки»
- Игры — «Затевайки»
- «Весёлые диалоги»
- Стихи с движениями
- Пальчиковый зоопарк
- Игры с музыкальным сопровождением
*************************************************************************************************
Copyright © Громова О.Н., 2001. Все права защищены
Когда люди больше ходили босиком, массаж ступней, по сути, был не нужен, так как во время ходьбы по неровной поверхности необходимое воздействие получали все биологические активные точки на стопах и пальцах ног.